Баршай Рудольф Борисович

Баршай  Рудольф Борисович

Баршай Рудольф Борисович

Создатель первого советского камерного оркестра.

Рождение
28 сентября 1924

Кончина
02 ноября 2010

дирижер
исполнитель

ХХ век – время появления и расцвета многочисленных камерных оркестров,  которые заняли  в мировой музыкальной жизни не меньшую роль,  чем большие симфонические. Первый такой коллектив  в СССР  - Московский камерный оркестр, ныне Государственный академический камерный оркестр России, -  был создан в 1955 году Рудольфом Борисовичем  Баршаем. 

Баршай – человек-эпоха. За свои 86 лет долгой и яркой жизни он дружил и общался с Шостаковичем, Прокофьевым, Менухиным, Ростроповичем, выступал вместе с Рихтером, Ойстрахом, Коганом, Гилельсом, стоял у истоков знаменитого Квартета Бородина, был четырежды женат, эмигрировал,  оставив  многочисленное потомство, разбросанное по всему свету, и большое количество записей классической музыки.  А еще он завершил два великих неоконченных музыкальных шедевра - «Искусство фуги» Баха и 10-ю симфонию Малера, совершив тем самым беспримерный  творческий подвиг.  

Он родился на Кубани в станице Лабинская (ныне Краснодарского края), в семье коммивояжёра-еврея из Белоруссии  и  дочери местного казачьего атамана,   принявшего иудейскую веру. С детства осознавая в себе   еврейские и русские   корни, мальчик    с ранних лет проявляет интерес  к музыке, поет в школьном хоре. Затем он поступает в Московскую центральную музыкальную школу в класс скрипки – на фортепиано у родителей не хватило денег,   а с началам войны эвакуируется в Среднюю Азию, где продолжает занятия музыкой.  Вернувшись в Москву, Рудольф  поступает в консерваторию (1944) и создает там студенческий квартет, с которым выступает на фронте. Острая нехватка квартетных альтистов приводит к освоению им этого нового   инструмента, который и становится для него основным. На нем он играет в только что созданных квартетах  - имени Бородина (1945)  и имени Чайковского (1948).  Однако молодой музыкант хочет большего и занимается  дирижированием у ленинградского профессора Мусина. Завершив учебу, он создает первый в столице и стране камерный оркестр  (1955), которым руководит 22 года. 

Новый коллектив  завоевывает огромную популярность, знакомя  советских и иностранных слушателей с малоизвестной   музыкой барокко и   современных авторов – Шенберга, Бартока, Прокофьева, Свиридова, Локшина. Расширяя его репертуар, дирижер делает многочисленные аранжировки классических произведений, преимущественно квартетов - Бетховена, Бородина, Чайковского, Равеля, Шостаковича  для своего оркестра. В его составе выдающиеся отечественные исполнители – Волконский, Богуславский, Корнеев, Афанасьев. Им аплодирует весь мир. Но со временем  Баршай все явственней ощущает ограниченные рамки своих творческих возможностей и давящую атмосферу духовного застоя, царившую  в брежневском СССР. В 1977 году он эмигрирует в Израиль. За границей начинается новая страница в жизни дирижера. Он работает с лучшими оркестрами мира, в том числе  симфоническими -  Борнмутским, Ванкуверским,  Лондонским  и другими. Получает почетные награды и регалии, которых не имел на родине -  премию «Граммофон» (1988), Каннскую премию   (2003) , звание «Почетный доктор»  Саутгемптонского университета  (1985) и т.д. Но самое главное – реализует гигантский труд всей своей жизни, о котором мечтал долгие годы – завершает недописанные авторами «Искусство фуги» Баха и 10-ю симфонию Малера.  С 1986 года Баршай  со своей четвертой женой обосновался в живописном швейцарском городе Рамлинсбург  близ Цюриха, где  умер  и похоронен в ноябре 2010 года. 

Анатолий Лысенков