|
Яначек Леош
Музыкальный новатор-традиционалист. |
Рождение
Кончина
композитор |
Создатель чешской классики, продолжатель традиций Дворжака и Сметаны. Леош родился в небольшой горной деревушке Гуквальды, в семье учителя. У мальчика было тринадцать братьев и сестер. Его отец преподавал несколько предметов в школе, в том числе и музыку, а еще играл на скрипке, органе, руководил хоровым обществом и работал церковным органистом. Мать Яначека тоже была очень музыкальной – играла на органе, гитаре и пела. Так что недостатка в музыкальных впечатлениях в детстве у Леоша не было. Музыкальные способности мальчика проявились рано. В одиннадцать лет он уже поет в Старобрненском августинском монастыре, а в девятнадцать возглавляет хоровое общество «Святоплук». Музыкальное образование получает в Пражской органной школе, Лейпцигской и Венской консерваториях, хотя мечтал учиться в Петербурге у Антона Рубинштейна. Яначеку с юных лет был интересен чешский национальный фольклор. Начиная с 1886 года, композитор каждое лето ездит в фольклорные экспедиции вместе с этнографом Франтишеком Бартошом. Под влиянием этих путешествий Яначек пишет симфоническую сюиту «Лашские танцы» и обработки народных песен. Любовь к национальному проявилась и в оперном творчестве композитора: его «Шарка», «Начало романа» и особенно «Енуфа» полны мелодий, в основе которых интонации моравских народных песен. Зрелые годы жизни Леоша Яначека оказались очень плодотворными. Композитор пишет оперы «Катя Кабанова», «Из мертвого дома», «Приключения лисички-плутовки», «Средство Макропулоса», а также множество камерно-инструментальных сочинений и несколько вокальных циклов (среди них – знаменитый «Дневник исчезнувшего»). Чешский музыковед Ярослав Шеда оставил любопытный и яркий портрет Леоша Яначека: «…Горячий, вспыльчивый, принципиальный, резкий, рассеянный, с неожиданными переменами настроений. Был он невелик ростом, коренаст, с выразительной головой, с густыми волосами, лежащими на голове беспорядочными прядями, с насупленными бровями и искрящимися глазами. Никаких потуг на изящество, ничего внешнего. Был он полный жизни и порыва упрямец. Такова и его музыка: полнокровная, лаконичная, изменчивая, как сама жизнь, здоровая, чувственная, горячая, увлекающая за собой». Наталия Сергеева Коротко о композиторе: - Леош родился в семье учителя. У мальчика было тринадцать братьев и сестер. - Его родители были очень музыкальны. Отец играл на органе, скрипке, руководил хоровым обществом. Мать была органисткой, играла на гитаре и пела. - Музыкальные способности мальчика проявились рано. В одиннадцать лет он уже пел в Старобрненском августинском монастыре, а в девятнадцать возглавил хоровое общество «Святоплук». - Музыкальное образование получил в Пражской органной школе, Лейпцигской и Венской консерваториях, хотя мечтал учиться в Петербурге у Антона Рубинштейна. - Начиная с 1886 года, композитор каждое лето ездил в фольклорные экспедиции. Под влиянием этих путешествий написал множество произведений, связанных с национальной музыкой. - Самые важные сочинения Яначек создал уже в зрелом возрасте. Это оперы «Катя Кабанова», «Из мертвого дома», «Приключения лисички-плутовки», «Средство Макропулоса», а также множество камерно-инструментальных сочинений и несколько вокальных циклов (среди них - знаменитый «Дневник исчезнувшего»).
|