|
Лютославский Витольд
Композитор впервые применил 12-тоновую серию как основу организации музыкального материала, в "Венецианских играх" (1961) — технику алеаторики. Свой метод Лютославский назвал "контролируемой алеаторикой". |
Рождение
Кончина
композитор |
Имя Витольда Лютославского известно во всем мире. Не одно поколение российских и зарубежных композиторов училось на партитурах Лютославского. Витольд Лютославский родился в Варшаве, где и скончался 7 февраля 1994 года. В 1937 году закончил Варшавскую консерваторию по классу композиции у В. Малишевского, выпускника Санкт-Петербургской консерватории, а годом раньше по классу фортепиано (у Е. Лефельда). В 1938 году - композиторский дебют («Симфонические вариации»), а в 1939 году Вторая мировая: действующая армия, плен и побег, музицирование в оккупированной Варшаве и музыкальные эксперименты, способствующие выработке в 40-е годы собственного варианта неоклассицистского стиля (Первая симфония). Творческий кризис в послевоенные 50-е был вызван не только идеологическим давлением, проходившим под лозунгом «борьба с формализмом», но и сугубо творческими проблемами. Композитор мучительно ищет новые способы упорядочения двенадцатизвуковой вертикали, которые в конце 50-х начнут складываться в его собственный стиль. Международная слава пришла к композитору в начале 60-х годов: его произведения издавались в Англии, во многих странах проходили фестивали его творчества, среди исполнителей произведений Лютославского П.Булез, Д.Баренбойм, Э.-П.Салонен, С.Ратль, К.Аббадо, Д.Шолти, А.-С.Муттер, Д.Фишер-Дискау, Г.Рождественский, Н.Ярви, М.Ростропович, Н.Гутман, Н.Петров, В.Виардо Композитор был удостоен всех самых престижных наград и премий в мире, а его «лебединая песня» Четвертая симфония была признана лучшим сочинением 1993 года (премия «The Classical Music Awards»). В.Лютославский был в составе жюри многих международных конкурсов и фестивалей (в том числе «Варшавская осень»), вице-президентом Международного Общества современной музыки, вел классы мастерства в крупнейших музыкальных центрах США и Европы. В России по ряду причин музыка польского мастера звучала мало: в 60-е годы композитор «не рекомендовался» в силу нежелательных - «авангардистских» - влияний на композиторов СССР, а с 1980 года (в период деятельности мятежного движения польской «Солидарности») Лютославского не допускали по политическим соображением. В 1978 году в Москве и Ленинграде состоялись два его авторских концерта, в 1981 году в рамках Международного фестиваля современной музыки в Москве был исполнен Двойной концерт для гобоя, арфы и струнных. Творчество Лютославского 80-х 90-х годов в России практически не известно: в БЗК 29 октября 1995 года впервые были исполнены Концерт для фортепиано с оркестром (1988) и Четвертая симфония (1990-1992) в исполнении ГСО п/у В.Понькина. Определяя свое место среди композиторов ХХ века, Лютославский утверждал, что не имеет отношения к традициям новой венской школы (Шёнберг, Веберн) и чувствует гораздо более тесную связь с Дебюсси, Стравинским, Бартоком, Варезом. |