|
Рейзен Марк Осипович
"Его образы несли глубину и мощь характеров. Но главную роль в этом, конечно, играл его голос, огромное вокальное мастерство" – восхищался Сергей Лемешев своим коллегой Марком Рейзеном. |
Рождение
Кончина
певец / певица |
Марк Рейзен прожил долгую жизнь – 97 лет, и почти до конца дней сумел сохранить профессиональную форму. В свои девяносто он выступил на сцене Большого театра в роли Гремина в "Евгении Онегине"! Этот случай даже попал в книгу рекордов Гиннеса. Тогда певец предстал в отличной вокальной форме, без всяких скидок на возраст, спев хитовую арию. Его биография полна событий: еврейский мальчик из Донбасса, защищавший Родину в Первую мировую на фронте, дважды раненный и дважды награжденный Георгиевскими крестами, после демобилизации учится в Харькове у знаменитого итальянского педагога Федерико Бугамелли, здесь же дебютирует в театре. Четыре сезона в тогдашней столице Украины, потом ещё пять – на главной сцене Ленинграда, и наконец – четверть века в Большом театре СССР. Кумир московской публики 30-40-х, Рейзен оканчивает активные выступления в середине 50-х, сосредотачивается на педагогической деятельности (сначала в Гнесинке, потом в консерватории, где заведует вокальной кафедрой), но иногда всё же поет в спектаклях и концертах еще долгие годы. Природа щедро одарила Марка Осиповича. Она дала ему всё: роскошный, бархатный, богатый обертонами, завораживающий голос, статную фигуру, величавую осанку, красивое, чрезвычайно выразительное лицо, «горячее сердце» и «холодный разум». Жизнь его была безраздельно отдана музыке и театру. На вершине творчества вдохновенного артиста – Досифей, образ, поднимающий глубочайшие пласты человеческих чувств. По силе художественного воздействия это была самая яркая роль Рейзена. Татьяна Клименко
>> "Музыкальный маршрут": "Брюсов переулок" - Марк Рейзен
Долгая жизнь Марка Рейзена была насыщена разного рода событиями. Он родился в 1895 году в семье, в которой было пятеро детей. Отец ведал погрузкой угля на станции, мать занималась хозяйством, семьей и родителями мужа. Как вспоминал в своих автобиографических записках певец, в доме музыку любили все. «Рояля не было, но были мандолина, балалайка, гитара, гармонь. На этих инструментах играли все дети, и часто по вечерам из членов семьи составлялся своеобразный музыкальный ансамбль», – писал Рейзен. В Первую мировую войну Марк Осипович был зачислен в Финляндский стрелковый полк, за храбрость в бою награжден Георгием 4-й степени. Война свела Рейзена с корнетом Емельяновым, общий язык они нашли на почве музыки. Вместе они собрали оркестр народных инструментов, в репертуаре которого были русские и украинские народные песни, романсы, солдатские песни… После ранения и госпиталя Рейзен поступил в Харьковский технологическмй институт, но любовь к музыке победила. Летом 1928 года он получил предложение выступить с концертами в Европе и Северной Америке, но отказался, хотя опыт у певца был уже солидный: он пел в Харьковской опере, а с 1925-го года – в Ленинградском театре оперы и балета. Он пел Бориса, Собакина, Руслана, Досифея, Сальери в «Моцарте и Сальери» Римского-Корсакова. В 1930 году Рейзен стал солистом Большого театра, на сцене которого он выступал около 30 лет, а затем преподавал в Институте имени Гнесиных, заведовал кафедрой сольного пения в Московской консерватории. |