Шопен Фредерик

Шопен Фредерик

Шопен Фредерик

Фредерик Шопен родился близ Варшавы в имении Желязова Воля. Оспариваются три даты его рождения: 1 марта 1810 года, 1 марта 1809 года и, наконец, 22 февраля 1810 года.

Рождение
01 марта 1810

Кончина
17 октября 1849

композитор


>Глубоко национальное и подлинно народное творчество Шопена — уникальное явление в истории музыки. Ограничив себя почти исключительно рамками фортепианной музыки, он сконцентрировал в ней самые новые тенденции своего времени.

Фредерик Шопен получил первоначальное музыкальное образование у В. Живного, затем обучался под руководством Ю. Эльснера в Высшей музыкальной школе в Варшаве. На формирование мировоззрения композитора оказали влияние борьба за независимость Польши (восстание под руководством Т. Костюшко в 1794, в котором принимал участие отец композитора — Николай Шопен, выходец из Франции), а также идеи польского литературного романтизма (К. Бродзиньский, А. Мицкевич, Ю. Словацкий).

Рано проявившаяся гениальность композитора и пианиста (первые полонезы изданы в 1817) развивалась в творчески насыщенной атмосфере предреволюционной Варшавы, где Шопен усваивал опыт польских композиторов (Ф. Островского, М. Шимановской, М. Огиньского и др.) и венской классической школы. В ранних произведениях органично использованы обработки народных мелодий (Большая фантазия на польские темы B-dur для фортепиано с оркестром), освоены жанры фортепианных миниатюр (в т. ч. ноктюрн), а также крупные формы (соната для фортепиано № 1, фортепианное трио). Вершины раннего периода — 2 концерта для фортепиано с оркестром. Шопен-виртуоз получил признание в Вене, где выступал с концертами в 1829 и 1830–31.

После поражения польского восстания (1830–31) Шопен, связанный с участниками восстания, не смог вернуться на родину и остался до конца жизни в Париже, куда прибыл осенью 1831. Париж обогатил его новыми впечатлениями литературной, художественной и музыкальной жизни (знакомство с Г. Гейне, Ж. Санд, А. Мюссе, О. Бальзаком, Э. Делакруа, В. Беллини, Г. Берлиозом, Ф.Листом, Ф. Мендельсоном и другими). Отказавшись от карьеры виртуоза, он сосредоточил свои поиски в области композиторского творчества, создав в 1830–40-х гг. выдающиеся произведения в различных жанрах фортепианной музыки.

В 1835 и 1836 Шопен выезжал в Германию, в 1837 — в Лондон. Зиму 1838–39 провёл на острове Майорка (Испания). В последние годы жизнь Шопена осложнилась необеспеченным материальным положением, разрывом с Ж. Санд и тяжёлой болезнью. После кончины Шопена его сердце (по желанию композитора) было перевезено на родину, в Желязову-Волю.

Жанры и формы фортепианного творчества Шопена обобщают важнейшие тенденции музыкального романтизма. Равнозначное место занимают у Шопена и миниатюра, и крупная (одночастная или циклическая) форма. Он возродил на романтической основе жанр прелюдии, создал образцы художественного (концертного) этюда, облёк в классически совершенную форму жанры ноктюрна и экспромта, а также опоэтизированных и драматизированных танцевальных жанров — мазурки, полонеза, вальса. Ф. Шрпен - создатель жанра инструментальной баллады, черты которой проникли во многие его сочинения, превратил в самостоятельный жанр скерцо, создал замечательный образец романтической фантазии. В балладах, скерцо, фантазиях складывается одночастная смешанная (свободная) форма с чертами внутренней цикличности. Зрелые сонаты Шопена по своей концепционности и интенсивности развития равнозначны симфониям.

Творчество Шопена оказало огромное влияние на многие поколения музыкантов. С 1927 в Варшаве каждые 5 лет проводятся международные конкурсы пианистов имени Шопена. В 1934 организован Институт Шопена (с 1950 — Общество им. Ф. Шопена). Общества Шопена существуют в ЧССР, ГДР, Австрии, до 2-й мировой войны 1939–45 существовало во Франции. В 1932 в Желязовой-Воле открыт Дом-музей Шопена, в 1985 — основана Международная федерация обществ Шопена.
 

>> Пейзаж в Год Шопена