Райнер Фриц

Райнер Фриц

Райнер Фриц

Американский дирижёр венгерского происхождения.

Рождение
19 декабря 1888

Кончина
15 ноября 1963

дирижер

Фриц Райнер - американский дирижер венгерского происхождения. Он родился в еврейской семье, первые уроки игры на фортепиано получил от матери. В 15 лет поступил в Будапештскую академию музыки имени Листа, где учился у Б.Бартока (фортепиано) и Г.Кесслера (композиция и дирижирование). Параллельно изучал право в Будапештском университете.

Как дирижёр дебютировал в возрасте 19 лет, заменив заболевшего капельмейстера Будапештской оперы на представлении оперы «Кармен» Бизе. В 1910―1914 работал в оперном театре в Лайбахе (ныне Любляна), затем получил место одного из двух главных капельмейстеров Дрезденской придворной оперы. Во время работы в этом театре Райнер познакомился с Р.Штраусом, ставшим на многие годы его близким другом.

В 1921 Райнер эмигрировал в США, где возглавлял ведущие оркестры страны: Симфонический оркестр Цинциннати (1922- 1931), Питтсбургский симфонический оркестр (1938 — 1948), Чикагский симфонический оркестр (1953 - 1963), подняв исполнительский уровень этих коллективов до мировых стандартов. В качестве приглашенного дирижера он выступал с Нью-Йоркским, Филадельфийскими оркестрами. Активно гастролировал в Европе.

Среди осуществлённых им премьер — «Ода Аполлону» А. Блисса, опера Менотти «Амелия идёт на бал» и посвящённый Райнеру Концерт для двух фортепиано, ударных и оркестра Бартока (1943; переработка более известной Сонаты для двух фортепиано и ударных).

В 1931―1941 он преподавал в Институте музыки Кертис, среди его учеников ― Л. Бернстайн, Л. Фосс.

С 1948 по 1953 Райнер осуществил в Метрополитен Опере знаковые постановки «Саломеи» Р. Штрауса и «Кармен» Бизе, а также продирижировал американской премьерой оперы И.Стравинского «Похождения повесы». Незадолго до смерти он планировал возвращение в этот театр и готовил к постановке оперу Вагнера «Гибель богов».

За время работы с Чикагским симфоническим оркестром Райнер сделал ряд записей на фирме RCA Victor, среди которых наиболее выделяются сочинения Бартока (Концерт для оркестра и Музыка для струнных, ударных и челесты), Дебюсси, Равеля и Рихарда Штрауса. На компакт-дисках изданы также более ранние записи Райнера с радиопередач (в том числе премьера Концерта для кларнета А.Копленда с Б.Гудменом) и оперных спектаклей.