|
Перголези Джованни Баттиста
Итальянский композитор, представитель неаполитанской оперной школы. |
Рождение
Кончина
композитор |
Настоящая фамилия композитора Драги (Draghi). Перголези это псевдоним - по городу Перголезе, где жили предки.
«Перголези неподражаем благодаря связанной с величием его стиля простоте, правдивости чувств, естественности и силе выражения, верности и ровности рисунка, почему он и может быть назван Рафаэлем и Вергилием музыки». Так писал испанский учёный Эстебан де Артеага. Рафаэль и Виргилий какие имена! И рядом с ними оказывается имя Джованни Баттисты Перголези композитора, известного далеко не каждому любителю музыки. Справедлива ли такая оценка? Наверное, да: ведь если история не сохранила имени композитора среди имён его великих современников, то она ничего не могла поделать с его музыкой. Перголези дожил всего до 26-ти лет. Он умер ещё юным композитором. Из-под его пера вышло не так много сочинений, но некоторые из них сыграли в истории музыки поистине великую роль. Многое из того, что известно о жизни композитора, начинается со слова «говорят ». Говорят, что его прадед был простым сапожником. Говорят, что его отец стал агрономом. А иногда говорят и совсем другое: что Перголези происходит из очень знатного, но разорившегося рода, и что именно из-за этого разорения он поменял свою настоящую фамилию Драги на псевдоним Перголези, по названию местечка Пергола, откуда и происходил этот род. Или этот псевдоним взяли уже предки Перголези? Некоторые говорят так Впрочем, кое-что мы знаем точно. Например, то, что в 1726-м году 16-ти-летний Перголези отправился в Неаполь и поступил в «Консерваторию Бедняков Иисуса Христа». Надо сказать, что с педагогами Перголези повезло: он учился у Гаэтано Греко и Франческо Дуранте; это были замечательные специалисты и весьма крупные композиторы тех времён. Но гораздо важнее то, что в Неаполе Перголези попал в самый настоящий водоворот театральной жизни. В городе с населением в 400 тысяч человек работало несколько музыкальных театров. И в некоторых ставились музыкальные комедии. Вот в этом-то жанре Перголези и было суждено увековечить своё имя. Неаполитанцы любили посмеяться. И даже стихийные бедствия например, частые землетрясения не нарушали общего весёлого настроя. Композиторы сочиняли длинные «серьёзные оперы» с пышными декорациями, трагической любовной историей, высокопарными словами а в антрактах звучали интермедии небольшие сценки на самые незатейливые, но непременно весёлые мелодии. Не был исключением и Перголези. 28-го августа 1733-го года на сцене театра Сан-Бартоломео была поставлена опера Перголези «Гордый пленник». А между действиями этой оперы прозвучала интермедия «Служанка-госпожа». Если бы её автор знал, какая замечательная судьба была уготована этой скромной интермедии! Ведь именно она стала, фактически, первой оперой-буффа, или комической оперой. Мастером этого жанра был Россини; Моцарт в традициях оперы буфа написал «Свадьбу Фигаро». Но в начале этого ряда стоит поистине гениальное сочинение прелестная и лёгкая «Служанка-госпожа». Перголези не мог даже представить, что его интермедия вскоре станет причиной войны. Правда, в руках у сражающихся были не сабли, а перо и бумага, но война была жаркой! В 1752-м году в Париж приехала итальянская труппа и показала целый ряд опер-буффа, начав со «Служанки-госпожи». История Серпины и Уберто вызвала «войну буффонов», горячую схватку между сторонниками традиционной французской оперы трагедии или комедии и поклонниками того нового искусства, которое продемонстрировали жизнерадостные итальянцы. Перголези моментально заслужил эпитет «пикантный», а его музыка пользовалась огромной популярностью. Игорь Стравинский долго думал над своим будущим балетом «Пульчинелла». И решение он нашёл именно в музыке Перголези. Весь балет построен на темах «Служанки-госпожи», обработанных в стиле Стравинского: Он получил заказ от одного из окрестных монастырей написать Стабат матер, небольшую кантату о Деве Марии, взирающей на умирающего Христа взамен произведения Скарлатти на тот же текст. Перголези спешил. За ним гналась лихорадка. Врачи настояли на том, чтобы он уехал лечиться на юг, в Поццуоли. И он уехал, но только затем, чтобы написать последние такты своей «Стабат матер», в которых невозможно не услышать страстное желание обогнать смерть. Ему это удалось. Был 1736 год. Сумерки, окутывающие последний год жизни Перголези, распорядились так, что «Стабат матер» стала самым знаменитым произведением маэстро. |