|
Вебер Карл Мария фон
Немецкий композитор, дирижёр, пианист, музыкальный писатель. Основоположник немецкой романтической оперы. Родился 18 или 19 ноября 1786. |
Рождение
Кончина
композитор |
Карл Мария Фридрих Эрнст фон Вебер
На одной из площадей Дрездена стоит памятник композитору, который из своих неполных 40 лет жизни почти 10 руководил местным немецким музыкальным театром. И хотя он родился не в Дрездене, а в Эйтине в 1786 году, дрезденцы чтут музыканта, превратившего заштатный местный театр в не менее достойный, чем была в то время итальянская опера. Этот капельмейстер организовал самостоятельный хоровой коллектив, где специальный танцмейстер обучал хористов движению. Он заставил всех очень тщательно работать на репетициях. Он по-новому рассадил оркестр по группам (до него все инструменты были вперемешку), установил место дирижера непосредственно за суфлерской будкой, стал дирижировать палочкой, а не показывал вступление рукой из-за рояля. Наконец, он явился создателем немецкой национальной оперы. В 1821 году именно в Дрездене прошла премьера самой знаменитой оперы Вебера «Вольный стрелок», которая сразу завоевала всенародное признание и принесла автору славу основоположника немецкого национально-романтического музыкального театра. Через два года после «Стрелка» композитор написал оперу «Эврианта». Несмотря на крайне неудачное и надуманное либретто, музыка Вебера яркая, свежая, искренняя не канула в лету, ее восторженным поклонником был Шуман, а увертюра до сих пор часто звучит в концертах. Так же, как и увертюра еще одной, последней оперы Вебера «Оберон», над которой он работал уже будучи тяжело больным. Вебер оставил не очень большое наследие. Он писал не так быстро, как, например, Россини или Доницетти. Но это не от недостатка таланта, а от постоянной нехватки времени. Ведь Вебер был не только композитором и капельмейстером, но еще блестящим пианистом, критиком и музыкальным писателем. А кроме того, он был живым человеком жизнерадостным, веселым, влюбчивым, обожающим животных ( в его доме жили собака, кошка, обезьянка-капуцин, птицы), ценящим общество друзей, для которых устраивал вечеринки, где играл для них разные танцы, да и сам с увлечением танцевал В общем, Вебер любил жизнь во всех ее проявлениях. И тем не менее он успел написать около 10 опер, 2 мессы, 2 симфонии, 3 увертюры, инструментальные концерты, песни, камерно-инструментальные сочинения Его фортепианная пьеса «Приглашение к танцу» была первой в истории музыки программной концертной пьесой в форме вальса. В 1841 году Берлиоз переложил это великолепное произведение для оркестра |