18 августа 1750 года в итальянском местечке Леньяго (близ Вероны) родился композитор Антонио Сальери (Antonio Salieri). С раннего детства он проявлял талант и интерес к музыке. Первые уроки получил у своего брата-скрипача Франческо, а затем обучался игре на клавесине у соборного органиста Дж. Симони. В возрасте 15-ти лет начал петь в хоре собора Св. Марка в Венеции.
В 1763 году умерла мать Антонио, а вскоре и отец, и спустя 3 года под покровительством венского композитора Флориана Гассмана, Сальери переехал в Вену, где Гассман был был придворным композитором балетной и камерной музыки, капельмейстером и, что особенно важно, членом небольшой группы музыкантов, с которой император Иосиф Второй ежедневно музицировал.
Вскоре Сальери был представлен Иосифу Второму. Эта встреча стала второй вехой в карьере композитора, также как и произошедшее в это время знакомство с композитором Глюком, который стал вторым учителем и покровителем молодого музыканта.
Европейскую известность Антонио Сальери получил благодаря своим операм, которые с большим успехом проходили в крупных городах Европы. Любопытно, что первая опера, которая была с большим восторгом принята современниками Сальери, получила резкий отзыв отца Моцарта – Леопольда Моцарта.
В 1774 году умер Гассман и Сальери получил должность придворного композитора камерной музыки, а также заместителя капельмейстера итальянской оперы. Впоследствии Сальери занял и самую высокую в Вене музыкальную позицию: должность императорского капельмейстера.
Завершение музыкальной карьеры Антонио Сальери было ознаменовано смертью императора Иосифа Второго. Взошедший на престол Леопольд был равнодушен музыке. Ближе к концу жизни Антонио Сальери активно занимался преподавательской деятельностью. Среди его учеников: Бетховен, Гуммель, Мошелес, Черни, Мейербер, Шуберт, Лист, Франц Ксавер Моцарт (младший сын Вольфганга Амадея Моцарта).
7 мая 1825 года Антонио Сальери умер.
Сегодня почти у каждого, услышавшего имя Антонио Сальери, возникнет ассоциации со злодеем, отравившего (в буквальном или переносном смысле) жизнь Моцарта. Однако серьёзные исторические исследования, основанные на многочисленных документах, давным-давно установили полную абсурдность подобных представлений. В русскоязычной культуре миллионы людей почерпнули эти представления из маленькой трагедии Пушкина «Моцарт и Сальери», а также из её театральных постановок и экранизаций. И если в трагедии Пушкина Сальери попросту отравил Моцарта, то у Шеффера и Формана Сальери приводит Моцарта к смерти более утончёнными способами, используя переодевания, маски и всевозможные фрейдистского толка трюки. Таким образом, сложилась уникальная ситуация, когда искусство на протяжении уже нескольких поколений используется для разрушения репутации, доброго имени ни в чём не повинного человека, вдобавок выдающегося артиста и музыкального деятеля.
Происхождение легенды о Моцарте и Сальери имеет, по-видимому, национально-политический подтекст: на рубеже XVIII—XIX вв. музыкальным критикам и первым биографам Моцарта было важно подчеркнуть верность музыки Моцарта своей, австро-немецкой традиции, противопоставив её итальянскому влиянию. Олицетворять итальянский уклон в венской музыке был избран Сальери как наиболее авторитетный композитор итальянского происхождения — что вряд ли можно считать правомерным: Сальери жил в Вене с 16-летнего возраста и в музыкальном отношении был гораздо ближе к немцам, чем к итальянцам.
Выдающийся итальянский психиатр Чезаре Ломброзо в своей книге «Гениальность и помешательство» писал, что Моцарт страдал манией преследования, считая, что итальянские композиторы завидуют ему и желают его убить.
В Милане в 1997 году состоялся судебный процесс, где решено было наконец покончить в неясностью. «В майские дни 1997 года в Милане в главном зале Дворца юстиции проходил необычный судебный процесс: рассматривалось преступление двухвековой давности. (…) Слушалось дело Сальери об отравлении им великого Моцарта… Через двести лет Антонио Сальери оправдан».
«Радушный и любезный, доброжелательный, жизнерадостный, остроумный, неисчерпаемый в анекдотах, цитатах, главный, изящный человечек, с огненно сверкающими глазами, с загорелой кожей, всегда мил и опрятен, живого темперамента, легко воспламеняющийся, но столь же легко примиряющийся» – такой портрет Антонио Сальери оставляют его современники, те с кем встречался композитор (в частности, Фридрих Рохлиц).
В октябре 1823 года ученик Сальери, известный пианист и композитор Мошелес, навестил Сальери в госпитале. Об этой встрече осталась запись: «Он выглядел призраком и говорил незаконченными фразами о своей быстро приближающейся смерти. В конце он сказал: "Хотя я смертельно болен, я хочу заверить Вас честным словом, что нет совершенно никаких оснований для этих абсурдных слухов. Вы знаете, о чём я: Моцарт, что я якобы отравил его. Но нет. Это - злобная клевета, одна только злобная клевета. Скажите миру, дорогой Мошелес, что старый Сальери на краю смерти сам Вам это сказал».
Музыкальное наследие Антонио Сальери включает более 40 опер, много оркестровой, камерной, духовной музыки, в том числе «Реквием», написанный в 1804 году, но впервые исполненный на его похоронах. |