Адрес площадки: улица Каретный ряд, дом 3, стр. 6, сад "Эрмитаж"
Екатерина Ильинична Еланская - создатель Московского драматического театра "Сфера", народная артистка России. Родилась в Москве, в семье мхатовцев второго поколения - актрисы Клавдии Еланской и выдающегося режиссера Ильи Судакова. Получила актёрское образование в Школе-студии им. В.И. Немировича-Данченко при МХАТе. Была принята в труппу Малого театра, играла ведущие роли: Софью в "Горе от ума" А. Грибоедова, Эмилию Галотти в трагедии Ф.Лессинга, Людмилу в "Вассе Железновой" М.Горького. Затем поступила в ГИТИС им. А.В.Луначарского в режиссерскую аспирантуру к профессору М.О. Кнебель. В те же годы Е. Еланская создала спектакли, ставшие заметным явлением в театральной жизни столицы и долгие годы украшавшие репертуар московских театров. Среди них такие спектакли как "Маленький принц" А. де Сент-Экзюпери и "Робин Гуд" С. Заяицкого в театре К.С. Станиславского, "Вкус черешни" А.Осецкой в театре "Современник", "Месяц в деревне" И. Тургенева в театре М.Н.Ермоловой. В них играли: О. Даль, А. Калягин, Г. Бурков, О. Бган, Л. Круглый, Е.Васильева, Л. Сатановский, И. Козлов, В. Бочкарев и др. Многие из этих спектаклей, благодаря телевизионным съёмкам, вошли в золотой фонд телевидения. Своими постановками Е. Еланская всегда удивляла даже искушённых театралов - настолько неординарен был выбор литературного материала и смел, а порой и дерзок её режиссёрский почерк. Неукротимая творческая энергия Еланской искала выход. Её не удовлетворяли традиционные формы современного театра, и режиссёр всё более увлекалась идеей создания нового театра.
Вся дальнейшая творческая деятельность Е. Еланской была направлена на воплощение идеи театра в форме "сферы", а именно: отказ от традиционной коробки сцены, от разделения на сцену и зал; а вместо них - объединяющая в себе актеров и зрителей "сфера общения". Сиюминутный контакт актера и зрителя, по мнению режиссёра, есть основа живого театра.
Окончательно театр был создан решением Министерства Культуры СССР в 1981 году. Общая его идея в формулировке создателя звучит так: "Мы отвергаем принцип театра-куба со снятой стенкой и подглядыванием - мы утверждаем принцип "сферы общения".
В конце 1984 года была закончена реконструкция зрительного зала театрального здания, находящегося в саду "Эрмитаж". Основателю театра Е. Еланской вместе с главным художником театра В. Солдатовым и архитектором Н. Голас удалось спроектировать и воплотить в жизнь идею сферического пространства. Они создали уникальный по своим возможностям трансформации (все места съёмные), единственный в то время в Москве зал - круговой амфитеатр с центральной и несколькими сценическими площадками внутри него. Зритель как бы втягивается в действие, становясь соучастником происходящего в спектакле. Создается круговое общение зрителей через актеров и между собой, некая круговая центробежная сила. По мнению создателей, театр есть высокоорганизованная форма человеческого общения, а "единственная подлинная роскошь - это роскошь человеческого общения" (А. де Сент-Экзюпери).