Ведущий эфира радио «Орфей» Алексей Автандилов беседует с руководителем пресс-службы XIV Международного конкурса имени П.И. Чайковского Александром Ласковским. Вместе они пытаются заглянуть в музыкальную «кухню» конкурса…
Алексей Автандилов: Сегодня у нас очень интересный гость – руководитель пресс-службы XIV Международного конкурса им. Чайковского господин Александр Ласковский. Добрый день!
Александр Ласковский: Здравствуйте!
Знаете, руководитель пресс-службы – это звучит очень официально. Расскажите нам, пожалуйста, в чем состоит суть Вашей работы?
Это для нас просто служба – работать с прессой. Это довольно сложно. Конкурс мирового уровня подразумевает и очень высокий уровень журналистов. Мне было очень приятно познакомиться и поработать с русскими журналистами. Я сам – поляк, и для меня была большая честь встретиться с представителями русской прессы. Западные журналисты представляли очень серьезные и авторитетные издания. Что значит работать с журналистами? Это значит, например, пригласить их в Москву и в Петербург, рассказать им о конкурсе как можно больше, заинтересовать… Для всего этого требуется очень много времени. Работа с прессой для Конкурса Чайковского началась уже в январе-феврале. Я очень рад, что все приглашенные журналисты приехали, и, как я знаю, для них это тоже был очень интересный опыт.
А как вообще получилось, что Вас пригласили работать на Конкурсе Чайковского?
2010-ый год, как мы все знаем, это был Год Шопена. Я руководил пресс-службой шопеновского конкурса в Варшаве. У нас были все самые известные журналисты. Тогда же приехал и Ричард Родзинский – генеральный директор Конкурса Чайковского. Он увидел, как мы работаем, что я делаю, и пригласил меня в Москву. Работа с международной прессой требует, чтобы пресса была очень свежая, как спаржа. И у меня вся эта «спаржа» – связи с международной прессой – самые свежие. Сегодня в мире все изменяется очень быстро. К примеру, когда мы готовили Конкурс Шопена в прошлом году, iPad еще не было. А сегодня, делая сайт Конкурса Чайковского, мы уже должны думать о том, чтобы адаптировать его и для iPad. Надо всегда помнить о современных технологиях.
Не секрет, что с Конкурсом Чайковского была некая сложность, которая заключалась в том, что последние годы конкурс оставался в тени, интерес к нему упал. Столкнулись ли Вы с некоторыми трудностями в пропаганде этого конкурса?
По-английски это можно было бы назвать «Конкурс Чайковского. Reactivation». Особых трудностей не было. Ричард Родзинский очень известен в мире. Валерий Гергиев – один из самых известных дирижеров современности. Когда представители прессы узнавали, что у них будет возможность встретиться с Гергиевым, каких выдающихся музыкантов он пригласил в жюри, какие композиторы написали свои сочинения специально для конкурса – Пендерецкий, Щедрин – ответ был один: «Это невероятно!». Возможно, это был единственный случай в истории Конкурса Чайковского – такое уникальное сосредоточение звезд музыки в рамках одного мероприятия.
Вы не обидитесь, если я скажу, что и у Конкурса Шопена были тяжелые времена, когда он был несколько закрыт для иностранных исполнителей. История с Погореличем – это ведь очень показательный пример. А сейчас – это один из самых престижных конкурсов, в том числе и благодаря Вам. Расскажите, как удалось переломить ситуацию?
Прежде всего, это объективное жюри, среди участников которого известные музыканты, а не только педагоги. На мой взгляд, лучше, чтобы преподавателей в составе жюри было как можно меньше. Легендарный зал филармонии в Варшаве, как и легендарный Зал Чайковского в Москве – и здесь, и там очень интересно устраивать конкурсы. Но в прошлом году нам было легче в том плане, что это был Год Шопена, и нам было проще приглашать журналистов. К тому же мы все понимали, что победить на Конкурсе Шопена в годовщину Шопена – это особая честь.
Скажите, пожалуйста, как, по Вашему мнению, пресса справилась с освещением Конкурса Чайковского?
Я еще не все читал, но в целом мне кажется, если говорить о русской прессе, то работа просто замечательная. У нас же были и встречи в пресс-клубе. Ведь у всех очень много дел: надо обходить все концерты, прослушать, обдумать, но люди находили время и для того, чтобы прийти на наши встречи в пресс-клубе. И, должен сказать, что немаловажно, вопросы были очень интересными. Например, маэстро Пендрецкий мне знаком, и я знаю, что в целом он не очень любит давать интервью. Но встречей с прессой в рамках Конкурса Чайковского он был очень доволен. После этой встречи он мне сказал: «Знаете, Александр, мне кажется, что в России музыку любят больше, чем в других странах»…
Полностью беседу с Александром Ласковским слушайте в прикрепленном аудиофайле.