В Санкт-Петербурге проходят прослушивания конкурсантов XIV Международного конкурса имени Чайковского по специальности «сольное пение». Среди членов почетного жюри – Илеана Котрубаш, известная певица и педагог.
Илеана Котрубаш (Румыния) — дебютировала в Бухарестском оперном театре в 1964 году, участвовала в оперных постановках во всех странах Европы. Выступала на сцене Венской государственной оперы (с 1970 года). В 1973 году дебютировала в лирической опере "Чикаго", затем выступала в «Ла Скала» и «Метрополитен-опера». Завершила свою оперную карьеру в 1990 году, с тех пор работает педагогом, ведет мастер-классы и готовит молодых певцов.
В Петербурге певица не первый раз. Между конкурсными прослушиваниями она согласилась дать небольшое интервью Веронике Романенко.
И. Котрубаш: Я уже не первый раз в Санкт-Петербурге. Но я первый раз в жюри конкурса Чайковского. Я уже в восьмой раз в Санкт-Петербурге: я была в жюри конкурсов Римского-Корсакова, Елены Образцовой. И все-таки я хочу сказать, что мое мнение о конкурсе такое, что до настоящего момента он носит характер такой более внутри национальный, чем международный. Потому что я считаю, что недостаточно рекламы и промоушена на международном уровне. Я считаю, что конкурс имеет очень разнообразную программу, и в требованиях вы увидите, что исполнители обязаны исполнять музыку абсолютно различных композиторов – и классиков, и романтиков. И как раз я считаю, что музыки Чайковского мало представлено в требованиях, потому что они поют всего одно сочинение в первом туре, одно во втором и только арию из оперы Чайковского в третьем туре. Я считаю, что этого мало, не достаточно и было бы хорошо, если бы музыка Чайковского была бы представлена больше.
У Вас очень большой педагогический опыт. А в восприятии Чайковского нужен особый ключ, особое понимание, особое звукоизвлечение, настройка голосового аппарата?
Я уже в этой профессии 25 лет, я не считаю, что у меня очень большой педагогический опыт, хотя я очень сильно это люблю. У меня в Румынии были потрясающие педагоги, они были очень строги, но не были злыми. И сейчас я пытаюсь передать весь свой опыт сценический, полученный во время выступлений в свою очередь своим ученикам. Я также строга со своими учениками. Говоря о Чайковском – я не считаю, что здесь есть что-то особенного, специфического в плане техники, но есть что-то особенное в плане восприятия. Точно также, как вы поете музыку Пуччини, Верди, - вы должны понимать саму душу композитора. Абсолютно однозначно важным является для музыканта понять то время, атмосферу, общество, когда жил тот или иной композитор, для лучшего исполнения его музыки. И, когда мы говорим о Чайковском, необходимо интересоваться поэзией и читать ее для того, чтобы лучше понимать язык, на котором исполняется музыка Чайковского. Нужно понимать сам стиль, сам характер, душу композитора. И поэтому музыкант должен быть любопытным, он должен постоянно заниматься поиском, изучать – и это очень важно – сам стиль композитора, его музыкантское нутро. Что касается русской музыки – не нужно быть сентиментальным, не нужно быть плаксивым, нужно просто быть искренним, нужно быть душевным. Это и есть ключ к исполнению музыки Чайковского.
Полностью беседу слушайте в прикрепленном аудиофайле