В Санкт-Петербурге проходят прослушивания конкурсантов XIV Международного конкурса имени Чайковского по специальности «сольное пение». О своем участии в жюри конкурса, о своих педагогических секретах рассказывает Рената Скотто в интервью Веронике Романенко.
Рената Скотто (Италия) — оперная певица (сопрано), в репертуаре которой вокальные партии почти 50 оперных спектаклей, исполненные ею в партнерстве с самыми признанными солистами мировой сцены. Удостоена многочисленных званий и наград, является почетным доктором Джульярдской школы (США), обладательница двух высших театральных наград Америки — «Эмми» за участие в телепостановке «Джоконды» Покьелли и в постановке «Травиаты» на сцене New York City Opera. По завершении исполнительской карьеры (в 2002 году) работает оперным режиссером и преподает вокал в Италии и США.
Рената Скотто: «Для меня является огромной честью быть членом жюри этого выдающегося конкурса, по-настоящему международного. Но на мой взгляд слишком много русских певцов участвует в конкурсе. Я бы хотела, чтобы он носил больше статус международного. Но слишком много российских певцов. Жалко, что не итальянских – я сама итальянка. А что касается моей педагогики – никаких особых секретов нет, я учу тем навыкам и знаниям, которые я приобрела во время своей сценической карьеры, и к педагогике я подхожу так же серьезно, как я подходила серьезно к своей сценической практике, к своим выступлениям. Хочу сказать, что я никогда не против певцов, я с ними, я хочу быть их другом. И просто иметь возможность обучать певцов с потрясающими голосами – это величайшее наслаждение».
А что главное в Вашей методике преподавания? На что Вы обращаете внимание в техническом плане?
Техника очень важна. Но также очень важен талант. И все-таки я считаю, что хороший голос – на последнем месте. А на первом месте такие вещи, как твоя музыкальная персоналия, общие музыкальные данные. И я знаю, что обучение голосу – это процесс, суть которого заключается в том, что ты должен очень бережно подходить к своему объекту обучения. Это очень важно. Ты должен его холить и лелеять. И я считаю, что обязательно нужно использовать индивидуальный подход, подходить к каждому из тех, кого вы обучаете, персонально, индивидуально. Я должна об этом думать, я должна быть психологом для каждого из своих учеников. Это мой способ обучения.
Очень многие наши петербуржцы побывали у Вас на мастер-классах. Раскройте секрет: что Вы можете вытащить из певца за такое непродолжительное время мастер-класса?
Да, действительно, время мастер-классов – оно очень короткое. Поговорим о bel canto. Вы знаете, что «bel canto» переводится как «прекрасное пение», и я учу их с технической точки зрения самому главному. Во-первых, я учу их фразировке – это очень важно. Я учу их легато, я учу их звуку, который поддерживается дыханием, который имеет под собой опору дыхательную. Фразировка – тоже очень важно. Это постепенное развитие звука от piano до forte и назад. И всё это нужно сделать. Я-то это понимаю, и сказать это – не долго, времени на то, что бы мне это выразить, требуется не много. Но им, для того, чтобы это понять, требуется времени много. И естественно, в своих мастер-классах я демонстрирую как это нужно сделать. Но также я хочу увидеть, как певцы, демонстрируя мне это в ответ, понимают задачи, которые я ставлю перед ними, или не понимают.
Есть такая тенденция у русских певцов, которая заключается в том, что они хотят петь очень громко. Они считают, что чем звук громче, тем более они убедительны для публики. Но это не так. Существует фразировка и она должны быть очень гибкая. И интонация, с которой мы произносим слова «я люблю тебя» и «я ненавижу тебя» - это абсолютно разные интонации и разный по качеству звук. На сцене задача певца – соблазнять. Это соблазнение на сцене артистом своей публики – это самая наша главная задача. Нужно быть очень тонким, разнообразным, специфическим в выражении различных эмоций.
Полностью беседу слушайте в прикрепленном аудиофайле