В Санкт-Петербурге продолжаются прослушивания XIV Международного конкурса имени П.И. Чайковского. В жюри конкурса – легенда советской оперной сцены Владимир Атлантов.
На своей небольшой встрече с журналистами он рассказал о своем конкурсе Чайковского и сравнил его с нынешним.
В. Атлантов: «Когда меня заставляли участвовать в конкурсах, кроме страха я больше ничего не помню. Это было очень сложно. Единственный результат – это то, что мне приходилось в этой связи очень много готовить вещей – романсы, арии, песни и так далее. Потому что выбираешь из них то, что наиболее удачно у тебя получается, но потом всё это остается про запас. Теперешнее мое присутствие на конкурсе – это ожидание новых встреч, открытий, удивлений и надежд. Потому что нельзя определять только сиюминутность того, что показывает сейчас конкурсант, а суметь увидеть его будущее хотя бы в том, что он показал.
Сам конкурс тогда, рожденный в Советском Союзе, советскими людьми – мы должны были завоевывать самые высшие награды. Такая была установка. Перед конкурсом с нами разговаривали, напрягали нас, но мы как могли реагировали на это. Иногда получалось, иногда – нет. Так что конкурс, я думаю, до сих пор для себя решает – то ли это результат настоящей подготовки, то ли есть какой-то элемент удачи. Потому что бывает так, что спектакль, например у меня, - это ведь как конкурс; когда надо было выходить – надо было завоевывать, как и конкурсанты: они выходят, и они должны завоевать симпатии, расположение жюри. Это очень сложно, но это так. Бывает – ты очень хорошо физиологически подготовлен к спектаклю, кажется вот сейчас у тебя должен получиться такой спектакль, о котором ты мечтаешь. А выходишь на сцену – и что-то складывается не так. И с голосом, казалось бы, всё в порядке, ты здоров, силен, отдохнувший. Но что-то не так звучит. Бывают как раз противоположные моменты, когда ты идешь на спектакль как на Голгофу и думаешь, как бы обойти все эти страшные ямы и углы, которые встречаются в спектакле. И вдруг начинает звучать голос по непонятным причинам. Вот так и про конкурс, и про спектакль.
Конкурс – это турнир, надо уметь побеждать, надо готовить себя к этому, надо предвидеть, знать очень многое, и конечно же надо надеяться на удачу. Но, в общем-то, за всем за этим стоит адский труд, большое нервное напряжение и умение, как ни странно, молодым показать себя с наиболее выгодной стороны. Это не всегда получается, но, тем не менее, это надо не только учитывать, но и уметь пользоваться этим. Но всё это делать со вкусом, потому что всё в искусстве определяет качество меры и вкуса. Иначе оно перестает быть искусством.»
Полностью интервью слушайте в аудиофайле