Перголези родился в итальянском городе Йези. В тринадцать лет юноша поступил в неаполитанскую консерваторию, где учился игре на скрипке и композиции. Семью годами позже Джованни уже пишет своё первое крупное сочинение — духовную драму «Святой Вильгельм Аквитанский». Её с успехом исполняют в монастыре Санта Агнесса Маджоре.
На какое-то время композитор утрачивает интерес к театру и сочиняет инструментальную музыку. Так в короткий срок появляются 33 трио для двух скрипок и баса, великолепная десятиголосная двухорная Месса и Магнификат.
Однако жанр спектакля снова увлекает Перголези. в 1731-ом году в неаполитанском театре Сан-Бартоломео проходит премьера его первой оперы под названием «Салюстия». В этот же год итальянская публика встречает ещё один спектакль Джованни — «Гордый пленник». Здесь композитор ещё следует традициям оперы-seria, но помещает между актами две комедийные интермедии, которые с восторгом встречает публика.
Воодушевлённый успехом, Перголези создает из интермедий самостоятельную оперу — «Служанку-госпожу». Спектакль стал по-настоящему новым жанром. Одна из первых опер-buffa завоёвывает огромную популярность в Италии. Джованни Перголези создаёт ещё несколько опер в этом жанре. Среди них «Влюбленный монах», «Фламинио» и другие.
Будучи регентом капеллы Санта Мария в Лорето, Перголези продолжал писать и серьёзные оперы. Однако они не имели такого успеха, как комедийные. Например, «Служанка-госпожа» после триумфальной премьеры в Париже летом 1752 года выдержала около двухсот представлений. Именно этот спектакль тогда послужил причиной для знаменитой оперной войны, известной как «война буффонов».
Под конец жизни Джованни возвращается к сочинению духовной музыки. Незадолго до смерти композитор создаёт одно из самых вдохновенных своих произведений — кантату «Stabat Mater» для небольшого камерного состава.
На сегодняшний день это сочинение очень популярно в церковном репертуаре.
На двадцать шестом году жизни Перголези заболел чахоткой. Последние дни он провёл в городке Поццуоли, близ Неаполя. После смерти композитора, несколько лет подряд произведения Джованни Перголези не снимались с репертуара театров, а во всех церквах Италии исполнялась его духовная музыка.
Исследователь итальянского тетра, писатель конца 18 века Эстебан де Артеага восхищался тем, как в стиле Перголези сочетаются величие и простота: «Почему он может быть назван Рафаэлем и Вергилием музыки – он не имел другого руководителя, кроме природы, другой цели, как изображать, сообразуясь с жизнью».
Текст: Марина Сёмина