Премьера новой программы Государственного академического Рязанского русского народного хора имени Попова – сценической кантаты «Притча» состоится 28 ноября в Рязани. Режиссер ‑ Дмитрий Отяковский, композитор – Рустам Сагдиев.

Сюжет спектакля в былинной манере повествует о событиях глубокой старины, о свадебных обрядах, о верованиях наших далёких предков. В спектакле используется авторская музыка, созданная петербургским композитором Рустамом Сагдиевым специально для Государственного академического Рязанского русского народного хора имени Попова. Музыкальной основой послужили русские народные песни и в особенности - песни Рязанской губернии.

Художник-постановщик спектакля Мария Павлова разработала лаконичный визуальный образ спектакля, основанный на русском народном костюме, орнаментах Рязанской губернии и  древнерусской обрядовой эстетике.

Режиссёр-постановщик спектакля Дмитрий Отяковский активно использует в мизансценах русские народные обряды, персонажи представлены как архетипические образы русского фольклора, а главным действующим лицом спектакля является хор. Именно хор как воплощение народа играет решающую роль в развитии сюжета, что позволяет говорить о сценической кантате "Притча", как о возрождении забытого искусства хорового театра. Артисты хора становятся не только певцами, но и актёрами, они создают визуальную трактовку музыкального материала, работая со сценическим действием и хореографией.

 

Рустам Сагдиев о «Притче»: «С точки зрения жанра, «Притча» - сценическая кантата. Это значит, что музыкальная партитура сочетает в себе театральный музыкально-драматический потенциал и эпическую вокально-симфоническую повествовательность. При этом сюжет, насыщенный противостояниями личности и общества, отцов и детей, реальности и мистики вызвал к жизни соответствующую музыку. Подлинный рязанский фольклор (песни «Ой, шёл котик», «У голубя золотая голова») здесь соседствует с общерусским (образцы «Заплетися плетень», «А мы просо сеяли») и композициями из репертуара выдающихся фольклорных певиц («Белилицы», «На улице дождик»). Кроме того, в остро-конфликтном взаимодействии встречаются различные стили: неофольклоризм, реплики русской оперной классики, церковное пение, киномузыка и современный авангард.

Хор — важнейшее действующее лицо кантаты, и на него в «Притче» возложена самая сложная с точки зрения исполнительского искусства роль:  безостановочно присутствуя в повествовании, этот коллектив артистов должен брать на себя то роль главного героя, то комментатора происходящих событий, то безмолвного свидетеля, то своеобразного «постамента» к персонажу, исполняемого солистом. Всё это непосредственно сказалось на музыкальном языке хорового письма — чрезвычайно разнообразного и сложного, настолько, что от некоторых номеров у искушённого слушателя может проснуться искреннее уважение к хористам, находящимся на столь большой высоте художественной задачи.

Темой всего этого многоликого повествования является женственность и любовь, которые сквозь призму разнообразных стилей и хитросплетений фольклора обретают, пожалуй, только ещё большую ясность, поскольку эти ценности, в отличие от преходящих стилистик и концепций, безусловно — вечны».

Вернуться к списку новостей