«Путешествие по оркестру» — грандиозным сочинением Кузьмы Бодрова открылся концерт уникального Всероссийского юношеского симфонического оркестра, программу которого до последнего держали в секрете. 16 сентября в столичном «Зарядье» коллектив под управлением Юрия Башмета завершил своё первое турне по городам нашей страны. За десять дней гастролей, юные музыканты, самому младшему из которых десять лет, выступили в Костроме, Вологде, Угличе, Ярославле, Туле, Калуге, Нижнем Новгороде, Екатеринбурге и Перми. Для маэстро Юрия Абрамовича, на попечении у которого также оркестры «Новая Россия» и «Солисты Москвы», работа с молодым поколением включает сразу несколько задач, причём, не только исполнительских.
Юрий Башмет: «Помимо разных техническим моментов, мы учим музыкантов самому главному — слышать друг друга и понимать свою роль в оркестре. Один из важных навыков — интеллигентное отношение к коллеге, сидящему рядом, если у него в данный момент более важный музыкальный материал. И, в то же время, не нужно совсем прятаться и забывать про собственное участие. Почти сто человек в оркестре и, как вы понимаете, у каждого могут быть разные жизненные ситуации, отношение к музыке и так далее. Может быть и ревность: почему он играет сольную партию, а не я? Со всем этим нужно очень элегантно справляться. Я это называю школой жизни».
В программе вечера, помимо композиций Вебера и Ташира Маюцими, дважды звучала музыка Чайковского. В третьей части концерта для скрипки с оркестром солировала ученица Центральной музыкальной школы при Московской консерватории Валерия Абрамова. Для юной скрипачки участие в этом проекте — настоящий праздник.
Валерия Абрамова: «Бесценный опыт и удовольствие — просто видеть, как Юрий Абрамович работает с оркестром. Мы получаем огромное вдохновение и заряд эмоций. Когда с ним общаешься, как будто находишься в другой реальности. Он знает столько, сколько, мне кажется, не знает ни один человек на планете, в музыкальном плане и в жизненных ситуациях. Он всегда поможет и подскажет».
Арию Ленского из оперы «Евгений Онегин» Чайковского в переложении для флейты с оркестром исполнила Александра Зверева — студентка четвёртого курса Московской консерватории.
Александра Зверева: «Наш проект абсолютно уникальный, потому что здесь мы учимся не только тому, как играть в оркестре. Например, мы целую неделю или две до гастролей обычно живём вместе, и постоянно общаемся и видимся, практически, двадцать четыре часа в сутки. Мы становимся лучшими друзьями за это время, а это безумно важно для музыкантов. Потому что, когда ты чувствуешь эту опору рядом, ты можешь, не боятся пойти в эксперимент и сыграть что-то по-другому прямо на сцене, ведь исполнители чувствуют тебя и понимают. Такие факторы очень влияют на то, как мы воспринимаем жизнь после таких поездок. Это школа, прежде всего, отношений — творческих, коллегиальных и просто человеческих».
В начале второго отделения поздравить музыкантов с финалом российских гастролей на сцену «Зарядья» вышел министр культуры Владимир Мединский.
Владимир Мединский: «Мы очень благодарны Юрию Абрамовичу за этот уникальный проект. Потому что одно дело, выступать самому, а другое — передавать свой опыт молодому энергичному поколению. Так маэстро обеспечивает себе педагогическое бессмертие».
Всероссийский юношеский симфонический оркестр существует уже почти восемь лет. Это сборный оркестр, его состав каждый год немного меняется, потому что возраст участников не превышает 22-ух лет. За это время музыканты выступали, в основном, за рубежом. Это два турне по Европе: концерты в Вене, Берлине, Милане, Женеве, Амстердаме и Брюсселе. Коллектив под управлением маэстро Юрия Башмета принимал участие в Церемониях закрытия Олимпиады в Сочи и открытия Чемпионата мира по футболу в Москве, а в прошлом году побывал с гастролями в странах Азии. Юрий Башмет убеждён, что почти для каждого в оркестре, занятия музыкой — уже настоящая профессия в жизни. А этот проект — один из важнейших этапов.
Юрий Башмет: «Главное в том, чтобы исполнители, обучаясь, не переставали любить музыку. Как бы это парадоксально не звучало. Потому что даже любимая мелодия, если её сто раз послушаешь, может надоесть. А мы за время гастролей играем одни и те же сочинения более, чем сто раз. Потом нужно суметь вернуться к первоначальному ощущению этой музыки. Надо ломать достигнутое и по-другому это исполнить на концерте, тогда появляется навык импровизации. Сцена — это не магазин, где пришёл, отдал деньги и этот товар у тебя в руках. Сцена — это очередной трамплин в творческом процессе, очень важная ступень. И каждый новый выход на сцену уже никогда повторится. Я хочу научить музыкантов в моём оркестре владеть профессией, слушать друг друга, быть вежливыми. И что мне нравится, так это то, что, не смотря на усталость, они даже в паузах между репетициями и выступлениями обсуждают музыку, партии, у кого что получилось, где ещё нужно поработать и так далее. То есть, они всё равно живут процессом творческим постоянно. И это замечательно».
Завершился музыкальный вечер Всероссийского юношеского симфонического оркестра ярко и триумфально — Пятой симфонией Дмитрия Шостаковича.
Текст: Марина Сёмина