Николай Гуров родился в Велинграде, небольшом городке на юге Болгарии. «Моя семья была очень бедной. Тогда весь мир был охвачен кризисом, а в моей стране жилось особенно тяжело. Из детства мне запомнились, главным образом, нищета и голод», — вспоминал певец. Николай полюбил музыку ещё ребёнком. В город часто приезжали разные театральные труппы, инструменталисты, певцы и небольшие оркестры. Мальчик, как заворожённый, слушал их выступления, а потом по слуху подбирал мелодии на маленькой губной гармошке.
Отец Гяурова — пономарь в православной церкви — устраивает сына в хор. Но тогда пение ещё не так увлекает юношу. Николай рассказывал, что только однажды за всё детство согласился петь со сцены: «Это случилось на празднике Дня матери, который каждый год отмечается в Болгарии. Я исполнил песню „Мама“, знаменитую итальянскую песню, которая была хорошо известна и в моей стране. Тогда я заставил плакать весь партер и даже оркестрантов».
В юности Николай мечтает стать музыкантом в оркестре. Всё свободное время проводит на репетициях местного оркестра, упрашивая дирижёра дать ему какое-нибудь поручение. Там будущий певец учится играть на трубе, кларнете и тромбоне. Но занятия музыкой прерываются — во время жестоких репрессий Второй мировой войны семья Гяуровых попадает на полтора года в концлагерь. «У меня до сих пор звучат в ушах крики несчастных стариков, избитых до крови, детей, плакавших не переставая всю ночь напролёт от голода, матерей, сходивших с ума от ужаса, что не могут помочь своих маленьким детям. Не знаю, как мне удалось выжить в этом аду», — вспоминал Николай. Вернувшись домой, юноша продолжает искать себя в музыке и выбирает скрипку. Причём, денег на собственный инструмент нет, приходится брать скрипку у друзей на время. Вскоре Гяурова даже принимают в оркестр Велинграда. Чуть позже музыкант увлекается другим искусством — театром, выступает в любительских труппах. И всё это время о пении даже не заходит речь.
Встретиться со своим призванием Николаю Гяурову помогает удивительный случай. В восемнадцать лет он добровольцем отправляется служить в армию, затем поступает в военную академию. Имея к тому времени достаточный музыкальный опыт, юноша вскоре становится помощником дирижёра. Однажды Николай слышит, как солист репетирует басовую партию. Гяуров вспоминал: «Голос у него был красивый, но он не вкладывал в своё пение никакого чувства. Я сердился: «Смотри, — настаивал я, — ты должен петь вот так», — и исполнял его партию. Все слушали меня молча. В какой-то момент солист сказал мне: «Да у тебя же удивительный голос, почему бы тебе не спеть вместо меня?»
В 1948 году Гяуров всерьёз начинает заниматься пением. Сначала в родной Болгарии, затем музыканта направляют в Московскую консерваторию. Спустя пять лет Николай оканчивает её с золотой медалью. А после победы на Парижском конкурсе, о талантливом певце пишут: «возродился Шаляпин».
Карьеру солист начинает на родине, в национальном оперном театре Софии. Там он дебютирует в роли Дона Базилио в «Севильском цирюльнике». Вскоре его приглашают в Большой петь в этой же опере. С огромным успехом Николая Гяурова принимают мировые театры — «Коммунале» в Болонье, «Ла Скала» в Милане. Он поёт в «Дон Жуане» Моцарта, «Мефистофеле» Бойто, «Моисее» Скорика, «Князе Игоре» Бородина, «Борисе Годунове» Мусоргского... С участием знаменитого баса в США прошло первое исполнение «Хованщины» на русском языке.
Те, кто был знаком с Николаем Гуровым, отмечают, что стихийная сила его темперамента особенно чувствовалась во время исполнения, при этом, выглядел он настоящим аристократом: высокий — метр восемьдесят, с лицом, как у древнего жреца, со светлыми глазами и глубоким басом.
Сценическую карьеру Николай Гяуров завершил той же музыкой, с которой все началось — в 2004 году солист выступил с партией Дона Базилио. В том же году певец ушёл из жизни.
Текст Марины Сёминой