Он был убедителен и правдив на сцене, ему были не страшны трудности высокой тесситуры – 15 сентября исполняется 105 лет со дня рождения советского оперного певца, баритона Алексея Большакова.
Алексей Алексеевич родился во время Первой мировой войны. Начальные вокальные уроки получил у матери: у нее были хороший голос и музыкальный слух. Поначалу Алексей относился к пению лишь как к удовольствию и развлечению. Однако, поступив в строительный институт в Куйбышеве, Алексей решает заняться пением серьезно и одновременно поступает на вечернее отделение музыкального училища. А вскоре и вовсе уходит из института и полностью отдается музыкальным занятиям.
Во время Великой Отечественной войны он служит в ансамбле песни и пляски Приволжского военного округа, с ансамблем проходит тяжелыми военными дорогами Украину, Молдавию, Румынию, Венгрию, Чехословакию, Австрию. Оттуда музыкальный коллектив перебрасывают на Дальний Восток, и вместе с воинскими частями он преодолевает весь путь до Маньчжурии.
Уже После войны певец работает в оперных театрах – Куйбышевском, Свердловском, и одновременно совершенствуется в Уральской консерватории. А в 1953 году певца принимают в Большой театр как стажера, но вскоре он становится полноправным солистом оперной труппы. В Большом Алексей Алексеевич исполнил в общей сложности 26 партий. Он поет не только традиционный репертуар, но и участвует в постановках опер современных композиторов – Хренникова, Прокофьева, Шапорина, Холминова, Дзержинского. Не раз ему приходится заменять заболевших коллег и выступать буквально каждый день. Так, Большаков поет Елецкого, а на следующий день Риголетто или Фигаро и далее без перерыва Шарплеса или Валентина, а после него Жермона. И каждый раз на высоком художественном уровне.
Значительную часть творческой жизни Алексей Большаков посвятил педагогике: преподавал в музыкальном училище при консерватории, руководил стажерской группой в Большом театре. Он был настоящим наставником, учителем молодежи. Как писал о нем другой знаменитый певец, Алексей Масленников, «его отношение к театру является эталоном служения искусству, служения театру».
Текст: Татьяна Тимофеева