Продолжатель творческого наследия великих теноров Большого театра — Козловского и Лемешева, — он донес заложенные ими вокальные традиции до наших дней, обогатив и приумножив их своим искусством. Его незабываемые Ленский и Юродивый стали новым этапом в развитии этих знаменитых оперных персонажей, которые были со вниманием и интересом восприняты двумя главными, «классическими» исполнителями этих ролей. 9 сентября исполняется 90 лет со дня рождения выдающегося российского певца Алексея Дмитриевича Масленникова.
Вообще-то отец, военный лётчик и любитель пения, назвал сына Альбертом, который пел с раннего детства, учился играть на скрипке и мечтал стать дирижером. Но судьба распорядилась иначе. Закончив по семейной традиции авиационный институт в Харькове, юноша вскоре после Великой Отечественной войны поступает в Мерзляковское училище, а затем и в Московскую консерваторию в класс прославленной певицы и педагога Елены Катульской. Именно она и предложила ему сменить «иностранное» имя на русское. Уже в студенческие годы Алексей впервые выступает за границей — на молодежных фестивалях в Бухаресте и Варшаве, параллельно играет в спектаклях консерваторской оперной студии. Тогда же он знакомится с Шостаковичем, который доверяет ему первое исполнение своего вокального цикла «Из еврейской народной поэзии». Блестящим итогом учебы становится поступление Масленникова в Большой театр, труппа которого в те годы обновилась многими молодыми талантами — Вишневской, Архиповой, Образцовой, Милашкиной и другими.
В первый же сезон на главной сцене страны певец исполняет несколько ведущих теноровых партий — Ленского, Юродивого, Рудольфа, Альмавивы и Берендея, становится дублером, а затем и сменщиком «звезд» старшего поколения — Лемешева и Козловского. Большое влияние на него оказывает режиссер Борис Покровский, который раскрывает его огромный актерский потенциал. Важнейшая веха в судьбе артиста — трехкратное приглашение на Зальцбургский фестиваль для участия в опере «Борис Годунов» под управлением самого Герберта фон Караяна. Другой заметный этап в его биографии — роль Алексея в премьере оперы «Игрок» Прокофьева. Всего в репертуаре певца за 30 лет работы на сцене Большого театра более 40 оперных произведений — русских, советских и зарубежных. Он также много выступает в концертах, став первым исполнителем сочинений Свиридова — кантаты «Деревянная Русь», «Поэмы памяти Есенина» и других. Его манера пения отличается особой теплотой, доверительностью и естественностью, которые мгновенно подкупают слушателя.
Покинув оперную сцену в 1985 году, Масленников не расстается с театром и посвящает себя режиссуре. Он, в частности, поставил оперу «Моцарт и Сальери» Римского-Корсакова. Алексей Дмитриевич ушёл из жизни 30 ноября 2016 года, успев отметить 87-летие, и похоронен на Троекуровском кладбище Москвы.
Текст: Анатолий Лысенков