«Когда я одет как король, я ощущаю внутреннее состояние монарха. Если же я играю его в современном костюме и при галстуке, то чувствую себя менее комфортно», — говорит один из ведущих басов современности, лучшие роли которого составляют именно царские особы. Его репертуар охватывает практически все классические басовые партии от Моцарта до Верди и Вагнера. Но, пожалуй, наиболее убедительные среди них — это образы страдающих царей, королей, ландграфов, герцогов и прочих правителей. 4 сентября исполняется 55 лет немецкому оперному певцу Рене Папе.
Откуда такая тяга к коронованным особам у мальчика из ГДР? Возможно, она связана с его родным Дрезденом, где он с детства пел в знаменитом Кройцхоре, существующем более 6 веков. Далее вокальные навыки юноша оттачивал в Дрезденской высшей школе музыки, откуда его, еще студентом, приглашают в Берлинскую штаатс-оперу, где он служит и по сей день, являясь ее почетным каммерзингером. Через год Папе побеждает на конкурсе имени Хелин в Финляндии — единственном в его карьере. Талантливого баса вскоре замечают выдающиеся дирижеры Шолти и Баренбойм. С ними он дебютирует в начале 90-х годов на фестивалях в Байройте и Зальцбурге. Записи с этими же маэстро приносят Папе премии Грэмми. Одновременно его ангажирует Метрополитен-опера в качестве приглашенного солиста, где он ежегодно выступает вплоть до настоящего времени. Репертуар певца неуклонно пополняется, в том числе и «королевскими» партиями — Марка («Тристан и Изольда»), Генриха («Лоэнгрин»), Филиппа II («Дон Карлос»), Бориса Годунова. Почти все они выходят на пластинках, одна из которых так и называется — «Боги, короли и демоны». Всего на счету певца около 30 оперных ролей, большинство из которых записаны на дисках.
За 20 лет сценической карьеры Папе достигает мирового признания как ведущий бас. Его пение называют благородным, протяжным, человечным, душевным. «Я не типичный немецкий певец. Я — basso cantante (певучий), а не „черный“, „рычащий“ бас», — говорит о себе артист. Достигнув театральных вершин, Рене резко меняет творческое направление и впервые обращается к камерной вокальной лирике. Его сольный дебют в Карнеги Холле с романсами Шуберта, Вольфа и Шумана вызвал огромный интерес и открыл новую страницу в биографии певца. Теперь он равномерно делит свое внимание между оперной сценой и концертным залом, гастролирует по всему миру, участвует в различных фестивалях. С ним сотрудничают все ведущие дирижеры и оркестры Европы, Азии, Америки. В Россию его первым пригласил Валерий Гергиев на петербургские «Звезды белых ночей», и теперь он частый гость в нашей стране.
Нынешний год у юбиляра, как и всегда, насыщен всевозможными событиями. Так, в последние дни лета певец дебютирует в новом для себя спектакле «Симон Бокканегра» Верди на Зальцбургском фестивале под управлением Гергиева, а сразу после дня рождения, 6 сентября, его ждет любимый «Дон Карлос» в Венской опере, которая в 2018 году, тоже сделала его своим почетным каммерзингером.
55-летие выдающегося баса отметим в программе «Оперные страсти». 4 сентября, в 21:00, в нашем эфире прозвучит опера Мусоргского «Борис Годунов» с Рене Папе в заглавной роли. Запись XXX Международного фестиваля имени Шаляпина, 2012 год.
Текст: Анатолий Лысенков