Он прославился только одной своей оперой «Гензель и Гретель», которая часто ставится во многих театрах мира, особенно на Рождество.Кроме того, ему посчастливилось стать одним из последних друзей, учеников и последователей великого Рихарда Вагнера. 1 сентября исполняется 165 лет со дня рождения немецкого композитора конца эпохи романтизма Энгельберта Xумпердинка.


В его судьбе соединились две эпохи в истории Германии. Он родился в середине 19 века в королевстве Пруссия, а скончался уже в Веймарской республике после Первой мировой войны. Маленький город Зигбург недалеко от Бонна — его малая родина. Родители, школьный учитель и дочь кантора, хотели сделать из него архитектора, но не мешали и занятиям музыкой. В 7 лет мальчик уже сочиняет свою первую композицию, а в 13 — сразу два зингшпиля. Окончив гимназию, Энгельберт поступает в Кельнскую, а затем — в Мюнхенскую высшую школу музыки. Вскоре он становится обладателем премии Мендельсона, что позволяет ему поехать в Италию, где в это время находился Вагнер, работавший над своей последней оперой «Парсифаль». Эта встреча становится для Xумпердинка судьбоносной.


Великий оперный реформатор приглашает молодого музыканта к себе в Байройт и доверяет ему помогать в подготовке премьеры своего последнего сочинения. Но и после смерти кумира Xумпердинк продолжает работать ассистентом дирижера Байройтского фестиваля и даже дает уроки музыки сыну Вагнера, Зигфриду, что можно считать высшей формой признания таланта Энгельберта. С тех пор он активно занимается преподаванием в различных городах Европы — Кёльне, Барселоне, Франкфурте-на-Майне, и в то же время не прекращает сочинять. 23 декабря 1893 года в Веймаре впервые исполняют его лучшую оперу «Гензель и Гретель» по сказке братьев Гримм. Спектакль сразу становится популярным, приносит автору всемирную известность и финансовую независимость. Оперу ставят не только на родине композитора, но и за рубежом — в Австрии, США, Японии и даже в России. Дирижировавший премьерой Рихард Штраус называет ее «шедевром высшего качества, оригинальной, новой и подлинно немецкой». Вслед за ней появляются другие, тоже, в основном, сказочные — «Волк и семеро козлят», «Королевские дети», «Спящая красавица», а также хоровые, камерные и вокальные сочинения.


В 1900 году композитор переезжает в Берлин, где остается до конца жизни, работая профессором в местной консерватории и давая мастер-классы по композиции. В январе 1912 года Хумпердинка настигает тяжёлый инсульт, после которого левая рука музыканта остается навсегда парализованной. Разразившаяся вскоре Первая мировая война вызывает у него, как и у большинства его соотечественников, огромный прилив патриотизма, заставивший Хумпердинка поставить свою подпись под «Манифестом 93-х деятелей немецкой науки и культуры» в защиту действий кайзеровской Германии. Правда, многие из подписантов позже откажутся от признания этого документа. А композитора ждет впереди еще один удар. Осенью 1921 года он приезжает в город Нойштрелиц, где его сын Вольфрам ставил «Вольного стрелка» Вебера. Во время исполнения у Хумпердинка, только что отметившего 67-летие, наступает сердечный приступ, от которого он умирает на следующий день, 27 сентября. Через несколько недель Берлинская штаатс-опера торжественно исполняет спектакль «Гензель и Гретель», посвященный его памяти.

Текст: Анатолий Лысенков

 

Вернуться к списку новостей