Один из крупнейших европейских дирижеров 20 века Карл Бём — последний представитель классической австро-немецкой школы дирижирования, которую заложили Малер, Бюлов, Вальтер, Клемперер и другие. Наряду со старшими коллегами –Фуртвенглером и Рихардом Штраусом – ему пришлось стать свидетелем прихода к власти нацистов и работать в создавшихся условиях. Но благодаря своему искусству он сумел преодолеть последствия этих трагических событий и соединить традиции великих предшественников с современным исполнительством. 28 августа исполняется 125 лет со дня рождения выдающегося австрийского музыканта.
Бём родился в Граце, втором по величине, после столицы, городе Австрии и пошел по стопам отца-юриста, получив степень доктора права в Грацском университете. Но его с детства влечет музыка, и параллельно с учебой он занимается ею частным образом, в том числе у известных педагогов Венской консерватории Адлера и Мандычевского. Официальный музыкальный диплом ему заменяют посещения живых репетиций и концертов в оперных театрах Вены. Отслужив в армии во время Первой мировой войны, Карл начинает собственную дирижёрскую карьеру, сначала в опере родного Граца, затем, благодаря содействию Бруно Вальтера, в Мюнхене, потом в Дармштадте, Гамбурге и, наконец, в 1934 году возглавляет оперный театр Дрездена. Одновременно Бём дебютирует в Вене с «Тристаном и Изольдой» Вагнера.
Большую роль в жизни музыканта играет знакомство и дружба с Рихардом Штраусом, к тому времени уже президентом Имперской музыкальной палаты третьего рейха. Бём ставит в Дрездене его оперы «Молчаливая женщина» на либретто Стефана Цвейга, сразу же снятую со сцены из-за еврейского происхождения либреттиста, и «Дафну», которую автор посвятил дирижёру. Затем, уже во время войны, Бём руководит Венской оперой, но после краха гитлеровской Германии покидает пост в связи с законом о денацификации. Возвратится он туда лишь через 10 лет и продирижирует спектаклем «Фиделио» Бетховена на открытии нового здания театра, разрушенного бомбежками в 1945 году.
После войны начинается подлинная успешная карьера дирижера. Он выступает во многих странах и городах мира, в том числе и в Москве, сотрудничает с лучшими оркестрами (Венский и Лондонский филармонические) и театрами Европы (Ковент-Гарден) и Америки (Колонн, Метрополитен), участвует в Зальцбургском и Байройтском международных фестивалях. В 1964 году, по случаю 70-летия маэстро, ему присваивают единственное в своем роде звание «Первый генерал- мюзик-директор Австрии». В его репертуаре главным образом произведения Моцарта, Бетховена, Вагнера, Штрауса, Брукнера, но есть и сочинения других композиторов. Его пластинки выходят одна за другой огромными тиражами. В 1974 году Карл Бём записывает все симфонии Моцарта, дважды получает музыкальную премию «Грэмми». Мемуары дирижёра «Я всё прекрасно помню» (Ich erinnere mich ganz genau) переведены на несколько языков.
Последние в своей жизни гастроли в 1980 году Бём проводит в Японии с Венской оперой, где дирижирует «Ариадной на Наксосе» Рихарда Штрауса. Незадолго до смерти он участвует в записи фильма-оперы Гёца Фридриха «Электра». Дирижер скончался в Зальцбурге, на родине горячо любимого им Моцарта, не дожив всего двух недель до собственного 87-летия. Но похоронен он в своем родном Граце.
Текст: Анатолий Лысенков