Николай Фомин не был виртуозом-балалаечником, но именно вклад его в развитие этого инструмента поистине огромен. Сложно представить, как сложилась бы судьба Великорусского оркестра, если бы не деятельность этого музыканта. 14 августа исполняется 150 лет со дня его рождения.
Музыкальное образование Николая Фомина было поначалу самым что ни на есть академическим: он учится в Петербургской консерватории по классам фортепиано у Дубасова и гармонии у Лядова. Затем осваивает инструментовку и практическое сочинение у профессора Римского-Корсакова. А в 1889 году при открытии дирижерского класса зачисляется на новый факультет.
Примерно в это время в Петербурге создается «Кружок любителей игры на балалайках», не знавших нот и игравших по слуху да «с рук». На одном из его концертах присутствует Фомин, который пишет: «На меня произвела глубокое впечатление оригинально красивая новизна звучности инструментов, удивительная сыгранность ансамбля, четкая ритмичность и тонкая нюансировка. Что же касается репертуара, то он состоял из народных песен с наивно-дилетантской гармонизацией и кое-каких пьес сомнительного музыкального достоинства».
Василий Андреев, который основал этот кружок балалаечников, был музыкантом-самоучкой и не знал нот. И тогда он приглашает Фомина в качестве музыкального руководителя коллектива. Николай Петрович сразу же поднимает профессиональную планку ансамбля: полная реорганизация оркестра, изменение строя инструментов, обязательное знание нотной грамоты, перемена репертуара, новые колоритные инструменты – домры, гусли, свирели. Развитие народного коллектива идет стремительными темпами. В 1896 году он окончательно устанавливает роль всех инструментов в ансамбле, форму письма партитур.
Таким образом, основанный Василием Андреевым «Кружок любителей игры на балалайках» переоборудуется в большой оркестровый коллектив, названный тогда же «Великорусским оркестром». Его концерты в России и за границей проходят с невероятным успехом. В 1914 году Фомин становится вторым дирижером оркестра, а после смерти Андреева — главным дирижером.
Николай Петрович всю жизнь отдал музыке, не гнался за славой и почестями. С годами о его вкладе в формировании коллектива стали забывать. Между тем, бывший секретарь и администратор Великорусского оркестра Михаил Зарайский писал: «Идея соорудить Русский народный оркестр принадлежит Василию Васильевичу Андрееву, а освоение идеи, осуществление ее по канонам теории музыки и композиции – Николаю Петровичу Фомину и только Фомину».
Текст: Татьяна Тимофеева