При жизни его музыка была очень популярна и часто исполнялась, но ушла вместе с ним, не пережив своего создателя. Сейчас она порой вновь появляется в репертуаре музыкантов, представляя собой важный этап в развитии европейского романтизма. Однако фамилия его теперь ассоциируется скорее с совсем другим французом — кинорежиссером Жаном-Люком. 18 августа исполняется 170 лет со дня рождения французского композитора и скрипача Бенжамена Годара.
Коренной парижанин, он с детства проявлял большой музыкальный талант и учился игре на скрипке и альте. В 14 лет поступает в Парижскую консерваторию к знаменитому бельгийскому скрипачу Вьётану, воспитавшему позже еще одного виртуоза — Изаи, и по композиции к профессору Реберу, чей балет «Влюблённый дьявол» ставил в России сам Петипа. Прекрасный ансамблист, Годар сопровождает своего шефа-бельгийца в гастролях по Германии, приобретая бесценный исполнительский опыт. В те же студенческие годы появляются и его первые сочинения, в том числе скрипичная соната (1865). Однако получить Римскую композиторскуюпремию по окончании консерватории, в отличие от многих других ее выпускников, ему не удается, как впоследствии и Равелю. Но юный автор не унывает и продолжает сочинять, причем не только для скрипки, но и для фортепиано, голоса, оркестра.
Он отличается огромной работоспособностью. За 45 лет жизни Годар написал 8 опер, лучшая из которых «Жоселин», три симфонии, два скрипичных и два фортепианных концерта, три струнных квартета, сонаты, трио, более ста песен и другие произведения — всего около 150 опусов. Успеху многих из них способствуют Популярные парижские концерты (Concerts Populaires) дирижера Пасделупа, впервые исполнившего одно из лучших творений композитора «Романтический» скрипичный концерт и его драматическую симфонию «Тассо», удостоенную Премии города Парижа «Prix de la Ville de Paris». Помимо сочинения музыки, Годар преподает в консерватории, становится кавалером престижного ордена Почётного легиона, получает почетную национальную премию Шартье, присуждаемую Академией изящных искусств Франции.
Музыка Годара опирается на творчество Шумана, Шопена, Мендельсона и других ранних романтиков, хотя уступает им в масштабности и самобытности. Она легко воспринимается и пользуется у современников широкой популярностью благодаря своей мелодичности, изящности, грациозности, граничащей порой с легковесностью, издается огромными тиражами, в красивых переплетах, с интригующими комментариями. Зато
Годар, еврей по происхождению, категорически не приемлет Вагнера, в том числе и за его антисемитские взгляды. Обладая хрупким здоровьем, он проводит последние годы жизни в Канне, где и умирает в 1895 году от туберкулеза, не дожив до 46 лет. Композитор похоронен в семейном склепе в Таверни, недалеко от Парижа, но память о нем не исчезла. Через 9 лет после его смерти на парижской площади Ламартин к 55-летию Годара был установлен бюст работы скульптора Шампеля. А вот музыка его оказалась надолго забыта и интерес к ней вновь проявляется лишь с середины 20 века.
Текст: Анатолий Лысенков