В судьбе композитора, пианиста и общественного деятеля Эрвина Шульгофа отразились самые трагические перипетии 20 века — две мировые войны, холокост, несостоявшаяся эмиграция и даже концлагерь. Недаром критики называют его «неугодным времени» и «чужим среди своих». 8 июня исполняется 125 лет со дня рождения выдающегося чешского музыканта.
Он родился в Праге в немецко-еврейской семье и с детства обнаружил большое музыкальное дарование, видимо, унаследованное от двоюродного деда Юлиуса Шульгофа, известного франко-германского пианиста, дружившего с Шопеном. Талант мальчика заметил знаменитый чешский классик Антонин Дворжак, рекомендовавший ему поступить в Пражскую консерваторию. По ее окончании юноша продолжает учебу в Вене, Лейпциге, Кельне, берет уроки у Дебюсси; занимается с крупнейшим полифонистом своего времени Регером, от которого наследует тягу к строгим классическим формам и жанрам.
Блестящую карьеру начинающего музыканта прерывает Первая мировая, которую он проводит на фронте, так же, как француз Равель и россиянин Мясковский. Война накладывает огромный отпечаток на сознание Шульгофа. Он активно интересуется новыми направлениями в искусстве — джазом, дадаизмом, экспрессионизмом, симпатизирует левым политикам, включает в свои концерты произведения горячо любимого им Скрябина, а также Бартока, Хиндемита. Исполняет сочинения Шенберга, Веберна, хотя и не принимает додекафонию и атонализм. В 1932 году пишет музыку к «Коммунистическому манифесту» Маркса и Энгельса, а в следующем приезжает в СССР на Международную конференцию революционных музыкантов со своей новой работой – «17 песен Октябрьской революции».
В 1938 году Мюнхенский сговор и раздел Чехословакии делают жизнь Шульгофа необычайно сложной. Его произведения попадают в немецкий список «дегенеративного искусства», он лишается работы на радио в Брно и Остраве, вынужден печататься в прессе под псевдонимом. После длительных колебаний музыкант решает покинуть родину, но в американской визе ему отказывают. Зато советские власти удовлетворяют прошение о гражданстве, поданное незадолго до Великой Отечественной войны. Однако воспользоваться им Шульгофу не удается. Буквально на следующий день после нападения Гитлера на Советский Союз, 23 июня 1941 года, его как поданного враждебного государства арестовывают нацисты и депортируют в баварский концлагерь Вюльцбург. Здесь через восемь месяцев композитор умирает от туберкулеза на руках своего сына.
Текст: Анатолий Лысенков

 

Вернуться к списку новостей