В Казани продолжается вокальный конкурс имени Глинки — старейшее и значительное музыкальное состязание нашей страны. Из столицы Татарстана материал Николая Рыбинского.
Завершился первый отборочный тур. На этом конкурсе нет селекции, а это значит, что членам жюри во главе с Альбиной Шагимуратовой нужно было выслушать более 230 участников. Работа не из лёгких. Поэтому все конкурсанты пели не по две арии, как заявлено в регламенте, а только по одной. В результате на второй тур было отобрано 47 молодых певцов и певиц. Они должны исполнить, согласно регламенту, по три произведения.
Казань — такой город, где постоянно происходит что-то интересное. Мне удалось побывать ещё и в Татарском академическом театре оперы и балета имени Джалиля на премьере новой оперы Резеды Ахияровой «Сююмбике» в постановке петербургского режиссёра Юрия Александрова и московского художника Виктора Герасименко. Дирижировал спектаклем Ренат Салаватов. Действие спектакля переносит нас во времена, когда русский царь Иван Грозный пошёл завоевательным походом на Казанское ханство.
Однако в опере сублимированы исторические события средневековой жизни татарского народа. А в центре сюжета — казанская царица Сююмбике. В её личной жизни было всё: большая любовь и непримиримая ненависть, желание удержать власть, интриги, предательства и плен. Тот, кто хоть раз побывал в Казанском кремле, слышал легенду у башне названной именем Сююмбике.
На репетиции мне удалось поговорить с автором оперы, композитором Резедой Ахияровой:
Резеда Ахиярова: «После того, как опера была готова, первым делом мы встретились с Юрием Александровым, он послушал всю музыку, потом я ему отдала ноты. Он прекрасный пианист. Потом мы встретились с дирижёром. Затем с художником Виктором Герасименко. Мы обсуждали планы. Даже ещё до написания оперы мы встречались с Юрием Александровым, он рассказывал о своём видении спектакля. Мы кое-что сократили в либретто. Юрий Исаакович обозначил характеры героев. Я была на всех репетициях. По ходу работы над спектаклем мы меняли некоторые эпизоды. Я очень люблю оперы Пуччини. Не случайно вы заметили этот драматический накал в моей музыке».
Надо сказать, что спектакль прошёл с огромным успехом. Опера «Сююмбике» обещает стать общероссийским музыкальным событием.