Музыкант с говорящей «страдательной» фамилией действительно пострадал, погибнув от рук наемных убийц в самом расцвете творческих сил. 3 апреля исполняется 380 лет со дня рождения итальянского композитора эпохи барокко Алессандро Страделлы.

Как обычно и бывает с подобными неоднозначными фигурами, многие детали его жизни до сих пор окутаны тайной. Дата и годы его рождения варьируются в пятилетнем диапазоне – с 1639 по 1644, мы здесь берем самый ранний, общепринятый вариант. Родиной Страделлы считаются сразу 3 города – Рим, Неаполь и Болонья, которая является наиболее вероятной. Среди его учителей почему-то называют Скарлатти, хотя он был на 20 лет моложе Страделлы! Также остаются неясными подробности и мотивы его нелепой смерти. Считается, что музыканта приревновал богатый генуэзский аристократ Ломеллини и заказал его убийство.

Столь пикантная амурная история на много лет вперед затмила собой все остальные сведения об итальянском маэстро. В 19 веке к его трагической судьбе трижды обращаются другие композиторы – Нидермайер, Франк и Флотов. Опера последнего ставится и сейчас, причем заканчивается хеппи-эндом - музыка Страделлы своей красотой заставляет убийц отказаться от их коварного замысла! Действительно, дошедшие до нас произведения этого автора подтверждают, что такое вполне возможно. Одну только его знаменитую арию «Пьета, синьоре» - «Господи, помилуй», которая трогает слушателей буквально до слез, исполняют самые известные певцы мира, от Джильи и Паваротти до Магомаева и Бочелли.

Страделла оставил большое творческое наследие, которое не издавалось при его жизни и дошло до нас в рукописях, разбросанных по многочисленным архивам и библиотекам. Ему принадлежат оперы, оратории, кантаты, в том числе и на собственные тексты, и другие вокальные сочинения, в которых он предстает мастером бельканто, свободно владеющим полифонией и органически чувствующим музыкальную форму. Он является также одним из создателей жанра concerto grosso, так как был не только выдающимся певцом, но и виртуозным скрипачом. Кто знает, каких бы еще вершин достиг этот гениальный музыкант, если бы его жизнь не оборвалась в 42 года, как, кстати, у Мусоргского.

Текст: Анатолий Лысенков

Вернуться к списку новостей