Самыми интересными фактами из истории звукозаписи поделился Национальный музей музыки.
Появление звукозаписи связано с известным ученым Томасом Эдисоном. В 1877 году изобретатель провел первые опыты по записи звука и его воспроизведению. Первоначально, звук фиксировала сообщения в виде углублений, наносимых на бумажную ленту. Впоследствии бумажные ленты сменились металлическим цилиндром, обернутыми оловянной фольгой, а позже стали использоваться восковые валики. Звук записывается на носителе в форме дорожки, глубина которой пропорциональна громкости звука. Звуковая дорожка фонографа размещается по цилиндрической спирали на сменном вращающемся барабане. При воспроизведении игла, двигающаяся по канавке, передаёт колебания на упругую мембрану, которая излучает звук.
Для того чтобы подчеркнуть важность открытия и его значения, в июне 1878 года Эдисон изложил в печати 10 сфер фонографов, среди них были такие как: замена сценографии, книги для слепых, обучение ораторскому искусству, запись и воспроизведение музыки, музыкальные игрушки, обучение иностранным языкам и др.
Первая демонстрация фонографа в России состоялась в 1879 г. в Музее прикладных знаний (Политехнический музей). Было воспроизведено приветствие Эдисона жителям Москвы.
В фондах музея сохранились уникальные фонографы, относящиеся к концу 19 - нач. 20 века. Среди них фонографы принадлежащие музыковеду Василию Васильевичу Гиппиусу, музыканту и фольклористу Александру Михайловичу Листопадову, певице Ирме Яунзем.
Появление фонографа, который дал возможность документально фиксировать и воспроизводить звучащий материал, сыграло важную роль в развитии многих областей культуры. В музее хранится 291 фонографический цилиндр, сохранившие для нас голоса выдающихся исполнителей конца XIX — начала ХХ века — певцов Д. Южина , М. Максакова , Н. Шевелева , Ж.Дельмаса , молодого Ф , Шаляпина , знаменитого протодиакона М. Холмогорова пианиста И. Гофмана , гармониста П. Невского и многих других .
Несмотря на все преимущества фонографов, добиться качественной и долговечной записи не получалась. Требовались новые технические решения, и в 1888 г. немец Эмиль Берлинер изобрел граммофон. После записи фонограмма покрывалась лаком и служила для получения отпечатка на хроможелатиновом слое. Позднее стали применять кислотное травление, в качестве подложки использовать цинк, а в качестве защитного слоя — воск. Применяя как оригинал цинк, протравленный в хромовой кислоте, получали гальванопластические копии. Первая граммофонная пластинка была изготовлена из целлулоида. Чуть позднее стали применять диски из шеллака, шпата и сажи. Позднее шеллак был заменен синтетическими смолами, наиболее популярной, среди которых, была винилитовая смола.
В фонде музея представлена ценнейшая коллекция грампластинок около 60 тыс. единиц хранения. Фонд является ценным источником истории развития музыки и музыкального искусства, отобразивший период музыкальной культуры конца XIX в. До второй половины ХХ в. В фонд вошла музыка не только Российской Империи, России и СССР, но и многих государств. Представлены музыкальные композиции итальянской, испанской, японской, китайской и др. культур.
На смену граммофону пришел небезызвестный патефон. Благодаря некоторым улучшениям, он имел более портативный размер, нежели граммофон, что, конечно, привело к очень широкой популярности и распространению данного прибора, повлекшего за собой и популяризацию музыкальных записей. Тем более что пластинки постоянно дешевели. Для их изготовления стали использовать весьма недорогие материалы, остановившись, в конце концов, на виниле. Именно виниловые пластинки и стали постоянными спутниками всех меломанов мира.
В Российском национальном музее музыки хранится более 20 редких и уникальных граммофонов и патефонов. Датируемых с конца 19 века да 30-ыъ годов ХХ века.
Весьма любопытен тот факт, что практически одновременно с изобретением фонографа, предпринимались первые попытки магнитной записи звука. Но первые записи недотягивали по качеству звука популярным в то время граммофонам. В 1927 году Фрицем Флеймером быда разработана технология производства магнитной ленты на немагнитной основе. На основе этого изобретения, в 1935 году немецкие компании «АEG» и «IG Farbenindustri» пустили в производство магнитную ленту на пластмассовой основе, которая была покрыта металлическим порошком. Специально для использования магнитной ленты, было разработано совершенно новое электромеханическое устройство, получившее фирменное название «Magnetofon», которое и стало, в конце концов, наименованием всех подобных устройств.
В 1979 году компания Philips совместно с Sony предъявили миру абсолютно новый носитель информации — оптический диск (компакт-диск — Compact Disk — СD) для записи и воспроизведения звука. И уже в 1982 году началось массовое производство компакт-дисков. Дальше появляются MP3 плееры, DVD проигрыватели. И уже сегодня, не так давно появившиеся СD диск, кажется устаревшим.
Следует отметить, что Российский национальный музей музыки работает над сохранением музыкального наследия. С помощью современных технологий, в музее постоянно оцифровываются редкие музыкальные композиции, записанные на грампластинках, магнитных лентах. Благодаря этому, у людей появляется возможность послушать уникальные записи, сохранившиеся в штучных экземплярах. Все выставочные проекты, просветительские программы сопровождаются музыкой из ценного аудио-фонда нашего музея.
Вписать своё имя в историю звукозаписи можно подав заявку на премию «Чистый звук».