Пятеро из тринадцати детей великого Баха были композиторами. Но наибольшей прижизненной славы среди всех них Бахов, включая и самого Иоганна Себастьяна, достиг лишь его второй сын Карл Филипп Эммануил. 8 марта исполняется 305 лет со дня его рождения.
Как и все баховские дети, он окончил лейпцигскую школу Святого Фомы, где их отец преподавал музыку. Далее учился на юриста в университетах Лейпцига и Франкфурта-на-Одере. Но родительские гены берут верх и он, как и все его братья, становится музыкантом: в 1738 году получает престижное место клавесиниста в Берлине, при дворе Фридриха II Прусского, большого меломана и флейтиста. Он не только аккомпанирует королю, но и много сочиняет, особенно для клавира. Его сонаты, пьесы, концерты и другие произведения свидетельствуют об огромной одаренности, богатстве фантазии, эмоциональности и ярком образном мышлении автора. Вершина этого «берлинского» периода, длившегося почти 30 лет, — теоретический труд «Искусство игры на клавире», трижды издававшийся при жизни Баха-сына и оказавший огромное влияние на современников.
В 1768 году Филипп Эммануил с семьей переезжает в Гамбург и до конца жизни занимает там пост городского капельмейстера. Получив соответствующее прозвище «гамбургский», он добивается наконец полного признания и европейской известности. О нем с восторгом отзываются представители нового поколения композиторов — Гайдн, Моцарт, Бетховен, взявшие за основу своего венского классического стиля многие достижения их старшего коллеги. Теперь он чаще обращается к духовной музыке и кантатно-ораториальным жанрам, пишет мотеты, пассионы и другие церковные произведения, как и его отец. Но, в отличие от него, умирает не всеми забытый, а окруженный почетом и уважением в возрасте 74 с половиной лет — столько не прожил никто из его братьев и сестер, включая и их знаменитого отца. Правда, вскоре судьбы сочинений отца и сына меняются местами — творчество Филиппа Эммануила надолго забывают, а интерес к его родителю, наоборот, возрождается усилиями романтиков 19 века — Шумана, Мендельсона и других. А в 20 столетии человечество вновь вспоминает о музыке Филиппа Эммануила Баха.
Текст: Анатолий Лысенков