Владимир Михайлович Дешевов – один из первых  авторов опер и балетов на советские  темы.  11 февраля исполняется 130 лет со дня рождения советского композитора-авангардиста.

Почти вся жизнь музыканта связана с Петербургом-Ленинградом, где Владимир Михайлович родился и умер. Детство и юность он провёл в Царском селе, тесно общаясь с местной интеллигенцией – Анненским, Гумилевым, Ахматовой. Здесь же  студент Петербургской консерватории приобретает славу царскосельского вундеркинда, выступая как пианист на различных встречах и вечеринках. Вот красочное свидетельство очевидца его игры: «Маленький, подвижный, с чёрными горящими глазами, он подбегал к роялю и исторгал из него бешеный водопад звуков, заставляя зал замирать от восхищения и патриотической гордости»...

Чувство патриотизма охватывает сына горного инженера в годы Первой мировой войны, которую он проводит в действующей армии. Начало мирной жизни застает его на юге России – на Украине и в Крыму, где Владимир Дешевов с энтузиазмом окунается в  новую революционную действительность, создает Народную консерваторию в Севастополе, преподает. Вернувшись в 1922 году в Петроград, Дешевов пишет музыкальные произведения на темы революции и Гражданской войны, преимущественно для театра  –  балет «Красный вихрь», оперы «Лёд и сталь», «Голодная степь» и другие, в которых пытается отразить бурные исторические события эпохи, передаёт  ритмы и интонации, созвучные настроениям народных масс. «Уличный мелос волновал меня, я жадно и запойно слушал и воплощал его в различных образах и красках, пользуясь техническими приемами как академическими, так и вновь творимыми», – вспоминает Дешевов. Фортепианная пьеса «Рельсы» свидетельствует о внимании композитора к  индустриальной тематике, что сближает его с представителями музыкального авангарда 20-х годов –  Мосоловым, Рославцем, Половинкиным.

В 30-е годы обстановка в стране резко меняется. Начинается борьба с формализмом в искусстве, который воспринимается как буржуазный пережиток. Падает интерес к новаторским исканиям Дешевова. Его спектакли   исчезают из репертуара театров,  сочинения почти не исполняются. Но композитор продолжает работать, сочиняя музыку даже в блокадном Ленинграде.

Он умер в 1955 году в возрасте 66 лет, почти полностью забытый. Интерес к его творчеству вновь  возрождается лишь на рубеже 20 и 21 веков.

 

Текст: Анатолий Лысенков.

Вернуться к списку новостей