В Малом зале Московской консерватории 8 января был аншлаг — стартовал ежегодный фестиваль камерной музыки «Возвращение». Открыла его программа «Дилетанты», в которой прозвучали сочинения королевских особ - Ричарда Первого Львиное Сердце и Тибо IV Шампанского, а также других композиторов-любителей — Папы Римского Святого Льва IX, дипломата Александра Грибоедова, режиссёра и актёра Чарли Чаплина. Об идее программы рассказывает один из создателей фестиваля, скрипач Роман Минц.
Роман МИНЦ: «У нас на фестивале часто такое бывает, что в названии есть элемент игры, шутки или не совсем прямого толкования того или иного слова. Все эти люди были дилетантами не в том смысле, что они были не обучены, а в том, что для большинства из них сочинение музыки не было главным занятием, которым они зарабатывали на жизнь.
Очень часто идея программы возникает из желания сыграть то или иное произведение. Забавно, что именно в этом сегодняшнем концерте программа пошла от произведения, которое в результате в программу не попало. А бывает иначе: сначала идея, потом конкретные сочинения».
Фестиваль «Возвращение» продолжит программа «Ремейки». 10 января в Малом зале Московской консерватории прозвучат обработки произведений знаменитых композиторов, сделанные другими знаменитыми композиторами — такие, например, как песни Франца Шуберта в переложении для фортепиано Ференца Листа, «Россини-сюита» для камерного оркестра авторства Бенджамина Бриттена или фортепианные транскрипции сочинений Баха для скрипки соло, сделанные Сергеем Рахманиновым.
Программу «Нео» (12 января) составили сочинения представителей новых направлений в истории музыки XX века: неоклассиков Богуслава Мартину и Пауля Хиндемита, неофольклориста Золтана Кодая, неоромантика Марьяна Мозетича и Астора Пьяццоллы — родоначальника стиля, получившего название tangonuevo.
Завершится фестиваль 14 января традиционным «Концертом по заявкам». На сцене Малого зала консерватории выступят как постоянные участники фестиваля, так и новые гости. Среди артистов, которые за годы существования форума вошли в его «основной состав», — художественные руководители «Возвращения» Роман Минц (скрипка) и Дмитрий Булгаков (гобой), а также пианисты Яков Кацнельсон, Ксения Башмет, Екатерина Апекишева, Александр Кобрин, виолончелист Борис Андрианов, кларнетисты Игорь Федоров и Антон Дресслер, скрипачка Ася Соршнева, альтисты Сергей Полтавский и Тимур Якубов, гитарист Дмитрий Илларионов.
Первый фестиваль «Возвращение» состоялся в январе 1998 года, объединив молодых талантливых исполнителей — недавних выпускников Центральной музыкальной школы при Московской консерватории и Московской средней специальной музыкальной школы имени Гнесиных. Часть из них получила возможность продолжить обучение за рубежом. Возвратившись домой на новогодние и рождественские каникулы, бывшие однокашники решили встречаться не только за праздничным столом, но и на сцене, в рамках фестиваля камерной музыки, который с тех пор ежегодно проходит в начале января. Сегодня «Возвращение» — одно из самых ярких и ожидаемых событий столичного концертного сезона, собирающее полные залы.
Формат фестиваля «Возвращение» — это четыре концерта, включающие шедевры камерной музыки, редко исполняемые произведения великих композиторов, российские и мировые премьеры отечественных и зарубежных авторов. Традиционно одним из вечеров является «Концерт по заявкам», программа которого составляется с учетом пожеланий самих исполнителей. Три остальных концерта — тематические, и темы их всегда оригинальны. Собранные в каждом из них по принципу коллажа сочинения образуют уникальный цикл с собственной внутренней драматургией. Она раскрывает заявленное название с точки зрения самых разных исторических, философских, стилевых, индивидуально-творческих аспектов, и дает каждому слушателю возможность увидеть глубинные взаимосвязи и пересечения художественных явлений, сделав на этой основе собственные выводы и открытия. Среди тем прошлых лет — «Песни о родинах», «Salon», «Ночная музыка», «Путевые заметки», «Война», «Серенады», «В гостях у сказки», «Исход». Новизну в решении каждой заявленной темы обеспечивает твердое правило фестиваля — ни одно сочинение не может прозвучать повторно, каждый год программа составляется только из сочинений, ранее не исполнявшихся на «Возвращении».