Неожиданные декорации, диалог двух разных миров, трагедия обманутых ожиданий и, наконец, Чио-Чио-Сан в спортивном костюме — премьеру одной из самых знаменитых опер Пуччини показал 21 октября театр «Новая опера». «Мадам Баттерфляй» — первое сочинение Пуччини, в котором он попытался воплотить «экзотический» восточный колорит.
Новая постановка — это знакомый сюжет, где к современному обществу так много актуальных вопросов. По мнению режиссёра Дениса Азарова, один из самых важных — что для сегодняшнего человека является допустимым, а что — нет.
Денис Азаров: «Мой взгляд на это произведение заключается в том, что в начале этой оперы стоит покупка женщины. И это считается нормой. В конкретном случае — для японцев. И вдруг в этой норме появляется ошибка — Чио-Чио-Сан влюбляется. И вот эта ошибка в общеустановленных правилах меня очень заинтересовала. Да и вообще, что такое норма для нас сегодня?»
Пространство, в котором происходит действие не привязано ни к истории, ни ко времени. Оно задумано так, чтобы у каждого зрителя были свои ассоциации.
Денис Азаров: «Мы работаем понятными зрителю вещами. То есть, самурайский меч — это понятно, банка кока-колы — понятно. У нас нет конкретной привязки. Мы пускаем публику в своё пространство, можно сказать, постмодернизма или пост-арта. Таким образом, мы не просто берём и переносим оперу в современное действие, а мы занимаемся именно актуализацией смыслов».
Опера идёт на итальянском языке с субтитрами. Композиторский замысел великого Джакомо воплотил музыкальный руководитель постановки и дирижер Ян Латам-Кёниг. Художник-сценограф — Алексей Трегубов.
«Мадам Баттерфляй» в новой постановке — не просто история о трагической любви юной японской гейши из Нагасаки к американскому лейтенанту. Это несколько иной взгляд на привычные нам вещи, на наши собственные убеждения, которые оказываются хрупкими и непостоянными.
Текст и фото: Марина Сёмина