Британский композитор, продюсер и диджей Габриэль Прокофьев прилетел в Екатеринбург, чтобы осуществить свою мечту. В Свердловской филармонии он записывает с Уральским филармоническим оркестром два альбома. Они выйдут на одном из ведущих независимых классических лейблов Великобритании SIGNUM RECORDS.
В запись войдут четыре инструментальных концерта Габриэля Прокофьева – для саксофона, барабана, вертушек и виолончели. Сольные партии в них исполнят всемирно известные музыканты: саксофонист Брэнфорд Марсалис, победитель Чемпионата мира среди диджеев и трехкратный победитель «Битвы за мировое господство» Mr. Switch, перкуссионист из Великобритании Джоби Бёрджесс и виолончелист Борис Андрианов.
Борис АНДРИАНОВ: «Габриэль мой давнишний творческий друг. Мы с ним сотрудничаем уже давно, играли разные его произведения. Три раза (два раза в Москве и один раз в Петербурге) я исполнял его «Cello Multitracks».
Первое наше знакомство состоялось на моём виолончельном фестивале. Последний раз мы сотрудничали прошлой осенью. Также я играл его струнный квартет. И вот теперь – Виолончельный концерт. До этого его исполнял Александр Ивашкин (его уже нет). Он исполнял его в Петербурге несколько лет назад. И когда дело дошло до записи, я принял эстафету, и очень жду интересной творческой работы. Времени у нас очень мало, произведение непростое. Но все ребята классные, творческие. И с Лёшей Богорадом мы знакомы много лет. В общем, всё будет отлично».
За пульт Уральского филармонического встанет дирижёр Большого театра России Алексей Богорад. Возглавить процесс звукозаписи предстоит немецкому продюсеру Якобу Хенделю. В 2016 году он работал с Уральским филармоническим оркестром: диск «Русский свет», записанный с Ольгой Перетятько и изданный Sony Сlassical, был номинирован на престижную премию International Classical Music Awards (ICMA).
Алексей БОГОРАД: «Важно понимать, где заканчивается искусство и начинаются дешёвые эффекты в угоду публике. Габриэль, пожалуй, очень хороший психолог. Он понимает, как заинтересовать современного молодого человека, живущего в ритме XXI века, как привлечь его в зал, где звучит симфонический оркестр, какая музыка может быть сегодня воспринята современно. Конечно, мир меняется, меняется и психология людей. Это нельзя игнорировать. Это данность.
Как именно Габриэль привлекает слушателей? За счёт особенностей его музыки, связанных с электроникой, с танцевальными стилями, с дискомузыкой. Но как сделать так, чтобы это приобрело статус искусства? Для любого искусства характерен кропотливый отбор выразительных средств, благодаря которым современный молодой человек может найти эту музыку интересной для себя. И здесь Габриэль провёл просто огромную работу как исследователь психологии современного слушателя. Комбинация тех приёмов, которые он использует, очень разнообразна и логически выстроена. И всё это вместе рождает целостный эффект – эффект абсолютно подготовленного, законченного произведения, истории, которая развивается по своим законам. Да, она не похожа, предположим, на роман Толстого, но тем не менее она ведёт слушателя, зацепив его в самом начале, проведя через определённую последовательность событий. Вот это, наверное, и есть искусство.
Мало того, используются и инструменты оркестра. Габриэль мастерски владеет симфоническим оркестром, что само по себе очень сложно. Так что в этой музыке скрыто много-много интересного для разбора и анализа как музыковедов, так и психологов.
Конечно, это ответственное мероприятие. Мы записываем четыре концерта Габриэля Прокофьева для достаточно редких инструментов. Виолончель – традиционный солирующий инструмент. Но, помимо Виолончельного, у Габриэля есть Концерт для саксофона с оркестром, для записи которого в Екатеринбург приехал один из лидеров своего дела Брэнфорд Марсалис – известный джазовый саксофонист, который играет и классическую музыку. Также мы записываем Концерт для большого барабана с оркестром, что, по-моему, вообще уникально: мне кажется, в природе больше нет концертов для большого барабана. Не менее уникален и Концерт для диск-жокея с оркестром, для исполнения которого сюда прилетел знаменитый лондонский диск-жокей. И то, с каким мастерством он управляется с электроникой, заставляет думать, что это на самом деле не просто кнопочки и какие-то там компьютерные провода, а настоящий музыкальный инструмент. Я даже попросил его показать мне, как это работает. Мне просто захотелось продвинуться в этом.
Собственно, записи четырёх концертов будут происходить за четыре дня. Хорошо, что у нас было несколько подготовительных репетиционных дней. А сегодня уже первый день. Только что завершилась утренняя сессия, и мы записали три части Концерта для диск-жокея. Сегодня вечером продолжим. Эта работа, безусловно, сложна, потому что по отношению к современной музыке могут возникнуть вопросы, что это такое, с чем это едят, как к этому подступиться. И конечно, впервые увидев партитуру и только приступив к её изучению, я тоже не всё сразу понял, хотя я был на премьере Скрипичного концерта Габриэля в Зале Чайковского в Москве. Тогда играл скрипач Дэниэл Хоуп и Госоркестр России под управлением Владимира Юровского. Я помню, что это сочинение произвело на меня сильное эмоциональное впечатление. Оно подготовило почву для работы над четырьмя концертами. Конечно, все они были новыми для меня. Но сейчас, по прошествии репетиционных дней, и я, и, как мне кажется, музыканты оркестра уже вошли во вкус и, что ещё более важно, в некий исполнительский азарт, ведь музыка Габриэля наполнена технологическими эффектами, но они требуют очень высокой концентрации и исполнительского мастерства. Не так просто, например, выдержать звуковую или ритмическую остинатную линию с множеством синкоп. Безусловно, в этом есть определённая логика, но она открывается не сразу. И я очень-очень рад, что сейчас мы погружаемся в эту музыку.
Мне кажется, Габриэль на данный момент доволен тем, как идёт процесс. Я тоже, не скрою, очень доволен и с нетерпением жду продолжения. Хочется поскорее послушать, как это звучит со стороны. Я прямо жду, когда мы запишем первые пару концертов. Конечно, дальше будет длительный период сведения и монтажа, но тем не менее мы стараемся записывать большими кусками, потому что, по моему мнению, и Габриэль со мной согласился, в любой записи, будь то симфония Брамса, Бетховена, Шнитке или Габриэля Прокофьева, важен адреналин, который может перелететь через электронику, через цифру, через провода и оказаться в конце концов в наушниках у слушателя. И здесь важно выстраивать работу над большими фрагментами, когда музыканты могут разогреться, завестись. В этом я тоже вижу свою большую задачу. И мне отрадно, что я получаю отклик, так что я очень надеюсь на хорошую и продуктивную дальнейшую работу».
По материалам пресс-службы Свердловской филармонии