«Играть, не соблюдая такта — так же, как исполняются мадригалы, — сообразно чувствам или смыслу слов». Так написал в предисловии к своей «Первой книге токкат и партит» Джироламо Фрескобальди. 13 сентября исполняется 345 лет со дня рождения этого итальянского композитора, органиста и клавесиниста, представителя раннего барокко.

Уже в детстве у Джироламо, рождённого в Ферраре, обнаруживаются способности к игре на органе. Уроки исполнительства он берёт у известного в то время музыканта Луццаско Луццаски. Позже своего учителя он назовёт «редким органистом» и даже посвятит ему каприччо.

Уже в 14 лет Фрескобальди получает звание органиста Феррарской Academia della Morte. Дальше — служба в римском Соборе Святого Петра, работа органистом в Мантуе и при дворе семьи Медичи во Флоренции.

В наследии композитора многочисленные сочинения для органа и клавесина во всех свойственных эпохе жанрах. Заголовки сборников Фрескобальди не связаны с конкретной музыкой — они произвольны и часто метафоричны. Например, одно из самых значимых произведений композитора — месса «Музыкальные цветы» предназначено для сопровождения католических служб в Италии. А сборник с игривым заголовком «Цветочки Фрескобальди» содержит 12 инструментальных пьес.

Любовь к игре слов и юмору никак не умаляет значимости и сложности его музыки. Разработанный Фрескобальди музыкальный язык повлиял на его учеников, а также стал основой для творчества представителей позднего барокко — Генри Пёрселла и Иоганна Себастьяна Баха. Исследователи полагают, что у Баха хранилась копия знаменитых «Музыкальных цветов» Джироламо Фрескобальди.

Текст: Наталия Михайлова

Вернуться к списку новостей