Удивительная атмосфера камерной духовой музыки на встрече в рамках совместного проекта радиостанции «Орфей» и Сенаторского клуба Совета Федерации «Музыка в верхах».
18 июня 2018 года состоялся концерт Квинтета деревянных духовых инструментов Большого театра России.
Духовые квинтеты возникли в начале XIX века при дворах европейской знати. Своей популярностью и распространением они были обязаны эпохе усовершенствования конструкции духовых инструментов. Однако в то время на общем музыкальном фоне составы из пяти музыкантов были достаточно редким явлением, да и композиторы не жаловали их репертуаром. Лишь в XX столетии сочинителям удалось открыть новые тембральные и контрапунктические возможности письма для духовых инструментов. В наши дни обучение игре в квинтете стало одним из обязательных элементов системы музыкального образования. Считается, что умение музицировать в ансамбле, включающем в себя разнохарактерные инструменты, являющиеся ядром духовой группы оркестра, помогает развить навыки, необходимые при оркестровой игре – чистое интонирование и чувство совместного творчества.
История Квинтета деревянных духовых инструментов Большого театра берет начало в середине двадцатого века. Он был задуман как ансамбль лучших духовиков главного театра страны. До конца 90-х годов Квинтет активно гастролировал по городам и весям Советского Союза, выступал и за рубежом. В 2013 году руководство Большого приняло решение воссоздать этот уникальный коллектив. По неизменной традиции в него вошли выдающиеся российские музыканты. «Музыка в верхах» представила Николая Попова (флейта), Заслуженного артиста России Сергея Лысенко (гобой), Сергея Петрова (кларнет), Андрея Рудометкина (фагот) и Алексея Раева (валторна). Именно они дарят публике обширный репертуар, в котором нашлось место как шедеврам русской и зарубежной классики, так и современным сочинениям. В плотном концертном графике Квинтет деревянных духовых инструментов Большого театра находит место и для студийной работы. Сейчас на фирме «Мелодия» готовится к изданию очередной альбом коллектива. Он включает в себя фантазии на популярные оперные мелодии и сюиты из балетов, написанные специально для этого инструментального состава.
На сей раз «Музыку в верхах» принимало московское представительство правительства Калужской области, которое располагается в одном из первых столичных особняков, построенных в центре города в стиле модерн. В 1898-1899 годах автор проекта, архитектор Лев Кекушев, использовал все декоративные и композиционные возможности нового стиля. Здесь и закругления верха оконных проёмов с переплётами из мореного тёмного дуба, и далеко вынесенный карниз, и лента геометрического орнамента, венчающая небольшую угловую лоджию с преувеличенно укороченной колонкой, неожиданно врезанной в компактный объем здания. Удивительно красиво сочетаются золотистый боровичский кирпич, серый тарусский "мрамор" и яркий многоцветный растительный орнамент керамических панно. Существует версия, по которой мозаика над входом принадлежит таланту британского архитектора и художника Вильяма Валькота, соавтора проекта гостиницы «Метрополь».
История распорядилась так, что этот дом был теснейшим образом связан с музыкой и искусством. В начале XX века особняком владел виртуозный контрабасист, дирижер и просветитель Сергей Кнусевицкий. В 1909 году здесь жил композитор Александр Скрябин, к которому хаживал за жизненными советами 19-летний Борис Пастернак. В этом доме проходили заседания Российского музыкального общества, а в 1913 году во время своих гастролей здесь останавливался Клод Дебюсси. Стены особняка помнят Елену Гнесину, Федора Шаляпина, Антонину Нежданову и Леонида Собинова.
18 июня 2018. Фоторепортаж