Роберт Шуман писал: «Я знал... и надеялся, что грядёт Он, тот, кто призван стать идеальным выразителем времени, тот, чьё мастерство не проклёвывается из земли робкими ростками, а сразу расцветает пышным цветом. И он явился, юноша светлый, у колыбели которого стояли Грации и Герои. Его имя — Иоганнес Брамс». 7 мая — 185 лет со дня рождения одного из великих немецких композиторов XIX столетия Иоганнеса Брамса.
Современники Брамса, да и более поздние критики, считали композитора одновременно и новатором, и традиционалистом. По масштабу творческой личности Брамса часто сравнивают с двумя другими великими немцами — Бахом и Бетховеном. И это оправдано. В музыкальном искусстве второй половины XIX века Брамс стал наиболее глубоким и последовательным продолжателем классических традиций, обогатив их новым романтическим содержанием.
Композитор был очень требователен к себе. Его Первая симфония — поистине эпическое произведение. Он начинает писать её в 1854 году, а впервые исполняет лишь 22 года спустя, всё это время занимаясь суровой правкой. Кстати, Бюлов назвал Первую симфонию Брамса «Десятой симфонией Бетховена», так как в жанре симфонической музыки Брамс стал явным продолжателем Бетховена.
Иоганнес Брамс воскресил баховские формы и жанры (к примеру, «Пассакалию»). У Брамса есть органные прелюдия и фуга, фуга, хоральные прелюдии. Кроме того, Брамс был величайшим симфонистом — у него 4 симфонии, 2 увертюры. В симфонии он отрицал программность, поэтому не любил Листа и Вагнера. Брамс обрабатывал народные песни: «Народная песня — мой идеал», — говорил композитор.
Уже в зрелом возрасте Брамс признает, что его сердце нераздельно принадлежало и всегда будет принадлежать его единственной Госпоже — Музыке. «Я мыслю только музыкой, и если так пойдёт дальше, превращусь в аккорд и исчезну в небесах», ‑ писал Брамс Кларе Шуман.