Опера Джузеппе Верди «Травиата» существует на мировых оперных сценах с 1853 года, с момента первого её представления на сцене театра Ля Фениче в Венеции. В России эта опера впервые была представлена на сцене Мариинского театра в Санкт-Петербурге в 1868 году. Премьера постановки, о которой пойдёт речь, состоялась на сцене театра «Мариинский-2»  в 2015 году под художественным и музыкальным руководством маэстро Валерия Гергиева.

В основу либретто оперы «Травиата»  была положена драма Александра Дюма–сына «Дама с камелиями». Линия жизни героини романа Маргариты Готье и героини оперы «Травиата» Виолетты Валери во многих событиях повторяет то, что происходило в реальной жизни знаменитой дамы полусвета Мари Дюплесси, отличавшейся не только незаурядной красотой, но и практичностью и умом. Жизнь реальная и жизнь на страницах романа переплелись, дополняя друг друга. Прожила Мари всего двадцать три года.

Отражения событий её жизни повествуют о том, что оперная коллизия подобна той, которая случилась в реальности. В бурной  жизни Мари Дюплесси были  романы со знаменитостями, в том числе и с богом фортепиано Ференцом Листом. Мари была сильной личностью, способной на поступок.  Ради благосклонности композитора Мари предприняла невероятные  усилия и стала принадлежать к высшему сословию в обществе. Тем не менее, это не привело к желаемому результату,  цель не была достигнута. Надежды не оправдались. Жизненная энергия Мари оскудевает. Болезнь берёт верх, героиня погибает.

Если бы не была написана опера «Травиата», то история эта, скорее всего, забылась бы со временем. Об этом сказал Дюма, присутствовавший на премьере оперы в Париже: «Через пятьдесят лет никто и не вспомнил бы о моей «Даме с камелиями», но Верди обессмертил её».

Всё-таки, что трогает зрителя более всего? В чём кроется секрет успеха оперы на протяжении стольких лет? Что заставляет героиню оперы Виолетту изменить свою устроенную жизнь и ответить на чувство Альфреда? В чём истинная  причина гибели героини?

Обращение Дж. Верди к сочинению Дюма-сына навсегда поселило героев драмы  на оперных сценах мира. Воистину, как сказал поэт: «Из наслаждений жизни одной любви музыка уступает, но и любовь мелодия!»,

Опера, как особый жанр, мощно направлена на слушателя музыкой, пением, словом, сценическим действием, художественным оформлением для того, чтобы вызвать сопереживание, ответные эмоции. Удаётся это далеко не всем и не всегда. Большая редкость в опере слаженный ансамбль, подбор голосов, осмысленность сценического движения у всех партнёров. В большинстве случаев в спектакле лидирует ведущий солист или солистка, остальные исполнители остаются в тени. Тем не менее, в опере каждый персонаж важен и занимает своё, особое место.

В театре «Мариинский-2» опера началась ещё до увертюры. Зрители могли обозревать на сцене заставку к спектаклю. На морских волнах колыхалось белое перо, наводя на мысль о скоротечности жизни в этом мире. К оркестру вышел маэстро Валерий Гергиев, встреченный тёплыми аплодисментами публики. Зазвучала увертюра и спектакль начался. Надо сказать, что оркестр в этом спектакле не имел ведущей роли, а, скорее, осуществлял деликатный, почти камерный аккомпанемент.

Открывшаяся сцена явила зрителю несколько сокращённое сценическое пространство, разделённое по ширине на некие секции, воспринимаемые как залы богатого дома Виолетты, где царило безудержное веселье. Пёстрая толпа гостей, а это хор Мариинского театра, который не просто пел, но и активно двигался на зауженном пространстве сцены. Эта толпа как-то снивелировала, поглотила первое появление на сцене Виолетты. На партию Виолетты всего в единственном спектакле была приглашена наша знаменитая оперная звезда, сопрано Ольга Перетятько, поющая на  лучших оперных сценах мира и пользующаяся огромным успехом у зрителей.

На балу появился Альфред Жермон, влюблённый в Виолетту. Эту партию исполнил молодой тенор, лауреат международных конкурсов Евгений Ахмедов. У певца лёгкий, красивого тембра голос. По всему было видно, что исполнитель недостаточно свободен в своей роли, заметно скован. Тем не менее, прозвучал он хорошо, а к концу действия и скованность ушла. В целом исполнение партии Альфреда можно считать удачей тенора Евгения Ахмедова.

Во втором акте оперы действие переместилось в загородный дом, где счастливо поселились влюблённые Альфред и Виолетта. Эту идиллию призвана воплотить на сцене конструкция, представляющая собой  нечто среднее между летними комнатами загородного дома и лёгкой беседкой на берегу реки, увенчанной куполом, напоминающим церковный, но без креста. От беседки идёт зелёный спуск к реке, на волнах которой качается лодочка.

Объяснение Жермона-отца и Виолетты, пожалуй, одно из самых сильных мест в опере. И здесь надо отдать должное исполнительскому мастерству баритону Роману Бурденко, лауреату всероссийского и международных конкурсов. Певец тонко передал стилистику образа добропорядочного отца, успешного буржуа, заботящегося о благополучии и репутации своего семейства. Его просьба о разрыве отношений с Альфредом достигает успеха.  Виолетта уступает просьбам отца и решает отказаться от своего счастья.

Ольга Перетятько проводит эту сцену на обнажённом нерве, импульсивно, отчаянно - надрывно, отпуская своё счастье, а на самом деле, подписывая себе смертный приговор. Исполнительница достигает трагических высот и даёт представление о масштабе той жертвы, которую приносит она ради Альфреда, во имя его будущего. Она отдала всё, вынула жизненный стержень и приблизила неизбежный свой конец.

Жорж Жермон был покорён искренностью чувств Виолетты, её жертвенностью. Дуэт завершается на лоне природы, в лодке, скользящей по тихой глади реки, в которой мирно соседствуют Жорж Жермон и Виолетта.

Постановочное решение этой сцены выглядело несколько архаично, хотя и угадывались некие дополнительные смыслы в том, что герои оказывались в одной лодке, мирно плывущей по реке. В несколько неудачном положении был и Жермон в конце дуэта, повернувшись спиной к зрителям и заслонив собой Виолетту.

Бал у Флоры был представлен на высоком градусе эмоций. Если у Виолетты-Перетятько каждое движение, каждый звук были выверены до мгновения и глубоко прочувствованы, то Альфред-Ахмедов, хоть и исполнил всё досконально точно, но не было ощущения пережитости момента, а значит, не было достоверности. Явственнее обозначилась дистанция между исполнительницей партии Виолетты и Ахмедовым-Альфредом.

Великолепно был исполнен третий акт оперы, в котором царила Ольга Перетятько. Певице удалось сделать всех нас участниками, свидетелями трагического ухода из жизни Виолетты, пережить последние мгновения её на грешной земле. Это было представлено настолько правдиво, настолько ощутимо в данный момент, что не оставалось сомнений в подлинности происходящего на сцене! Зал откликнулся, воспринял исполнение, что подтвердилось мощной овацией, потрясшей зрительный зал театра «Мариинский-2». Огромный успех!

Надо сказать, что Виолетта пришла в активный репертуар Ольги Перетятько только в конце прошлого года. Это вторая, после Джильды, партия из сочинений Дж. Верди, с успехом исполняемая певицей. Исполнение поражает проработкой деталей в сценическом воплощении героини в сочетании с великолепным вокалом, голосом лёгким, подвижным, очень красивого тембра. Перед нами не  просто прекрасная певица, но и тонкий, думающий музыкант, способный выразить, воплотить свои творческие замыслы.

Приглашение мировой оперной звезды, сопрано  Ольги Перетятько на партию Виолетты можно считать успехом Мариинского театра. Во всех отношениях этот опыт был удачным. Хочется надеяться, что зрителям можно будет увидеть и услышать блистательную Ольгу Перетятько на сцене Мариинского театра ещё не один раз.

 

Людмила Краснова

Вернуться к списку новостей