1 марта исполняется 120 лет со дня рождения греческого дирижера, пианиста и композитора Димитриса Митропулоса.

Он родился в Афинах. Первоначально родители готовили его к карьере священника, затем пытались определить в моряки. Но Димитрис с детства любил музыку и сумел убедить всех, что именно в ней — его будущее. Уже в возрасте 11 лет он проводил у себя дома каждую субботу музыкальные собрания. К этому времени относится его первое сочинение — соната для скрипки и фортепиано (не сохранилась).

Музыкальное образование Димитрис Митропулос получил вначале в Афинской консерватории, потом в Брюсселе и, наконец, в Берлине у Ферруччо Бузони. В 1921-1925 гг. был ассистентом дирижёра Берлинской оперы Эриха Клайбера. В дальнейшем занимал ряд музыкальных должностей в Греции, продолжая часто выступать в Германии. В 1930 году на концерте с Берлинским филармоническим оркестром исполнил 3-й фортепианный концерт Прокофьева, одновременно дирижируя из-за клавиатуры, — практика, обычная для старинного музицирования и довольно неожиданная для этого времени.

В 1936 году Митропулос впервые выступил в США с Бостонским оркестром и в конце 1930-х фактически переселился в Америку, получив гражданство в 1946 году. В 1937-1949 гг. он был главным дирижёром Миннеаполисского симфонического оркестра. В 1949 году возглавил Нью-Йоркский филармонический оркестр на пару с Леопольдом Стоковским, в 1951-1957 гг. — единолично, уступив этот последний пост своему ученику Леонарду Бернстайну. Одновременно с 1954 г. и до самой смерти Митропулос руководил оркестром нью-йоркской Метрополитен-опера.

Годы работы в США стали для Митропулоса периодом расцвета. Он слыл превосходным интерпретатором классики, горячим пропагандистом современной музыки. Митропулос первым представил американской публике множество сочинений европейских композиторов; среди премьер, прошедших в Нью-Йорке под его управлением, — скрипичный концерт Д. Шостаковича (с Д. Ойстрахом) и Симфония-концерт С. Прокофьева (с М. Ростроповичем). Также он пропагандировал сочинения Г. Малера, Р. Штрауса, С.С. Прокофьева, Р. Воан-Уильямса, А. Берга (первая полная аудиозапись оперы «Воццек», 1951 г.), А. Шёнберга.

Оперный репертуар Митропулоса-дирижёра включал среди прочего оперы русских композиторов («Евгений Онегин» П.И. Чайковского, «Борис Годунов» М.П. Мусоргского). Как пианист, Митропулос впервые исполнил и записал фортепианный концерт Э. Кшенека.

Митропулос скончался в Милане во время репетиции Третьей симфонии Густава Малера — одного из важнейших авторов его своего репертуара.

Димитрис Митропулос был известен своей фотографической памятью, позволявшей ему практически не пользоваться партитурами (не только на концертах, но и на репетициях), и почти монашеским образом жизни, вызванной глубокой приверженностью греческому православию.

Митропулоса нередко называли «загадочным дирижером». Действительно, его манера внешне была на редкость своеобразной — он дирижировал без палочки, крайне лаконичными, порой почти незаметными публике движениями рук и кистей. Но это не мешало ему достигать огромной выразительной силы исполнения, целостности музыкальной формы.

 

29 февраля и 1 марта в Концертном зале радио "Орфей" в рамках проекта «Моя любимая «Мелодия»» (совместный проект фирмы «Мелодия» и радио «Орфей») к 120-летию со дня рождения Димитриса Митропулоса прозвучит «Бал-маскарад» Д. Верди - фрагменты спектакля театра Метрополитен-опера. В главных партиях - Леонард Уоррен (баритон), Мариан Андерсон (контральто), Зинка Миланова (сопрано), Жан Пирс (тенор). Дирижер - Димитрис Митропулос. Запись 1955 года.

 

/фото intoclassics.net/

Вернуться к списку новостей