Балет «Раймонда» -  последний классический шедевр и главная предтеча  бессюжетной неоклассики ХХ века, в Большом  театре идет в редакции Григоровича  с большими фрагментами Петипа и других балетмейстеров ХХ века. Но идет редко.  Масштабный трехактный балет, с  развернутыми классическими ансамблями и двумя сюитами характерных танцев «Раймонда» под силу только многолюдным труппам высокого класса. Сложность спектакля определяет и его нечастое исполнение, а с тех пор, как в репертуарную практику  Большого театра вошла блочная система проката спектаклей, «Раймонда» и вовсе стала репертуарной редкостью. Февральский блок из пяти спектаклей ждали от Большого театра почти 2 года, а до 2014 года – тоже два года.

 

В предыдущем блоке двухлетней давности появилось два новых Жана де Бриена (главная мужская партия, жених Раймонды) – Лантратов и Родькин, после этих вводов стало ясно, что «мужской тыл» героине обеспечен. А вот вопрос с новой кровью для «фронта»  – главной балеринской партии - остался открытым до нынешнего сезона, когда состоялись долгожданные дебюты двух популярных балерин Большого - Екатерины Крысановой, первое выступление которой в этой роли было анонсировано еще в том, двухгодичной давности, блоке, но тогда не состоялось, и самой молодой примы Большого Ольги Смирновой.

Оба балерины - на слуху,  но радикально не схожи: первая – образцовая представительница московской школы, вторая – петербурженка, одна из лучших выпускниц самого престижного балетного училища в мире – Вагановской академии - последних лет. Первой - чуть за 30, второй - нет еще и 25,  а 6 лет в балете - большой срок. Первая – балерина в расцвете своего таланта,  танцующая весь  базовый репертуар  Большого,  наиболее убедительная в ролях,  требующих витальности и виртуозности,  лучшая  Китри и неподражаемая Катарина из «Укрощения строптивой». Вторая – скорей,  жрица танца, холодная и экспрессивная, "белая королева" Большого, балерина «Баядерки», «Лебединого озера», «Бриллиантов» из россыпи «Драгоценностей»  Баланчина и прочих балетов большого стиля. Кроме «Лебединого озера» и «Бриллиантов», у этих балерин нет репертуарных пересечений (Аврора не в счет, ее Ольга Смирнова станцевала всего один раз, а Екатерина – Аврора с младых ногтей). Но на экзамене по универсальности балеринского амплуа – в «Раймонде», они сошлись, хотя и заочно.

Без Раймонды послужной список классической примы  не полон. Пария – из разряда балетного ультра си. Огромная танцевальная нагрузка  – несколько дуэтов, развернутые танцевальные формы (па д’аксьон, Гран па),  шесть сольных вариаций, несколько код - преимущественно инструментальный, а не игровой, характер партии. И огромный груз предыдущих интерпретаций, сцена и  постоянный зритель Большого хорошо помнит блестящих Раймонд совсем недавнего прошлого:  Ананиашвили, Степаненко, Грачеву.

Сюжет  балета прост и короток, он не дает возможности сказать что-то о характере Раймонды, зато  это с избытком предоставляет музыка и танец. В шести соло характер героини открывается  разными гранями,  музыка и хореография ведет Раймонду от юности с ее беззаботностью и шаловливостью  через мечтательность девушки на пороге расцвета и преодоление  искушения страстью к зрелой женственности и осознанию силы своей красоты. Пария требует и лирической кантилены, и стокаттной экспрессии, легкости и  величественности,  владения формами адажио и аллегро, академической чистоты и способности к характерным акцентам, завершающий классический ансамбль выполнен с заимствованиями из венгерского фольклора.  

Дебют – не окончательный диагноз, а скорей заявка на будущее. Характер одной из Раймонд – Смирновой - уже определился, чего нельзя сказать о Раймонде Крысановой. Ее дебют в «Раймонде» состоялся двумя днями раньше, она станцевала на очень хорошем техническом уровне, точней на своем привычном уровне,  с фирменным качеством  – т.е. с легкостью преодолевая технические трудности, не показывая сложности текста, но и без блеска, точней, без характера.

Первое действие балета, когда собственно действия почти нет, а один танец  Раймонды сменяет другой, у Крысановой прошло довольно уныло, не хватило красок, четкой фразировки, разнообразия, и если хотите, не хватило упоения танцем. Серьезное лицо, насупленные брови, сосредоточенность на тексте. Против ожидания, Крысанова не поразила в выходе Раймонды, а ведь, как известно по другим балетам, например, по «Спящей красавице», выход она может подать эффектно, захватив зал.  Для венгерского Гран па балерине не хватило графичности. Заискрила Раймонда истинно по-крысановски только в вариации 2 действия в па д’аксьоне, появилась улыбка, которая так идет балерине, и острые ножки сами собой заиграли. Второй акт вообще вышел у балерины самым удачным, ей удалось соблюсти баланс между сдержанностью, благородством и отторжением чуждого –  картины с Абдерахманом стали самыми яркими в ее новой роли.

Но основной партнер ей не помог: де Бриеном вышел Артем Овчаренко, который и сам в Раймонде выступал всего пару раз, слишком мало «Раймонд», слишком много де Бриенов – он станцевал эту партию первый раз в очередь с прославленными де Бриенами  – Цискаридзе и Уваровым. Овчаренко – не самый сильный партнер,  хотя в сольной части партии смотрелся органично – властность в роли рыцаря, учтивость с дамой, летучесть, поддерживаемая в этом балете еще и полетами  белого плаща.  Союз сурового рыцаря и серьезной Раймонды – получился не самым романтичным, скорей союзом долга, а не любви. В целом дебютный спектакль оставил чувство неудовлетворенности: Крысанова – яркая балерина, но пока  против ожидания исполнен блеклый вариант ее Раймонды.

Ольга Смирнова  начала с более впечатляющего выхода: не смотря на то, что она в свои 24 выглядит скорей зрелой дамой, а не юной девушкой,  антре Раймонды она «прощебетала» с непосредственностью и игривостью  юности. Не менее яркой получилась у нее и вариация второго акта, та самая, в которой заблестела и Крысанова, правда, финальную часть Крысанова выбрала из двух наиболее распространенных более сложную – она отпрыгала на пальцах, тогда как Смирнова легко поиграла ножками.  К сожалению, в середине этой вариации, не самом коварном элементе -  двойных турах в арабеск, Смирнова сильно упала, но вроде бы обошлось без травмы: балерина  под теплую поддержку охнувшей при падении публики довела  вариацию до конца  и, проявив бойцовые качества, до конца спектакля вела себя так, как будто ничего не случилось. В результате неожиданное, но молниеносно исправленное, падение не испортило впечатление от новой Раймонды в целом, тем более что Раймонда у Смирновой вышла девушкой с характером.

Смирнова рельефней, чем Крысанова,  артикулировала хореографический текст, избежав при этом присущей ей чрезмерности.  В танцевальной части Раймонды Смирнова  почти избавилась от излишней барочности, витеватых поз, которыми она злоупотребляет в «Лебедином озере» и в «Бриллиантах», но, взяв руки арфу в  мимической сцене, предваряющей романеску, опять привычно изогнулась в причудливой позе. 

Конечно, до жесткой экспрессии нынешней Марии Александровой  Смирновой в этой партии очень далеко,  но ей близок тот же бестрепетный образ  Раймонды-гордячки, что исповедует и Александрова. Смирнова  - по своей природе не лирическая балерина, и Раймонда показала в очередной раз, что балерине ближе экспрессионизм, чем поэтика танца, поэтому второе и особенно третье действие,  ей особо удались – экспрессионизм идет и к готическому отблеску в па д’аксьона второго  акта и к венгерскому шику  Гран па третьего. Правда, презрительный  и жесткий отпор страстному «дикарю-сарацину» сделал  образ Раймонды Смирновой прямолинейным, но холодность этой Раймонды, ее надменность с самого начала не давала ему ни единого шанса.  Даже смерть сарацина не произвела на нее впечатления – через пару минут  после того, как у ее колен пал страстный поклонник, она уже улыбалась в объятиях своего жениха. Союз этой Раймонды с де Бриеном стал союзом рыцаря-победителя иноверцев и спасенной им девы, которая оценила его доблесть.  Не очень романтический и не очень юный образ Раймонды вышел у Смирновой, но очень характерный для природы этой балерины.

Партнером Смирновой был Денис Родькин,  красотой и статью идеально подходящий к этой роли, но идеальная фактура партнера  «приземлила» Смирнову, высветила недостатки ее сложения – крупные плечи, неидеальной формы ноги.  Наверное, надо обладать фигуркой Захаровой или хотя бы Никулиной, чтобы смотреться рядом с Родькиным гармонично.

Дуэт с не очень складно танцующей, зато хрупкой и трепетной Никулиной 2 года тому назад у Родькина вышел более искренним. Конечно, он и со Смирновой отыгрывал найденные им при дебюте  приемы  романтического поклонения Раймонде,  но и сам танцовщик изменился, обрел уверенность на сцене, исчез трепет, да и нынешняя героиня не способствовала проявлению нежных чувств, поэтому дуэтная часть этой «Раймонды» спектакля  вышла качественной,  иначе быть и не могло – Родькин славится своей партнерской надежностью, но формальной.

Сольную часть своей партии Родькин в основном провел уверенно, широкая манера танца и близкие к феноменальным по высоте прыжки очень идут к характеру этой партии, но тяжеловато и как-то невнятно исполненный круг испортил впечатление от вариации финального действия.

 

Сарацины  Денис Савин (в спектакле с Крысановой) и Михаил Лобухин (со Смирновой) привычно  оживляли действие, были по-восточному избыточно страстными, Савин вчистую перепрыгал Лобухина, но сильно проиграл ему в точности  актерской игры. К сожалению, со сходом со сцены Дмитрия Белоголовцева – Абдерахмана предыдущего балетного поколения, в этой  роли испарилась рыцарская составляющая, которая позволяла и к Раймонде относиться не только как к предмету страсти, но и к предмету поклонения, и осталась только не ограниченная никаким кодексом чести дикость. У Савина пропал еще и говорящий финальный жест, обращенный к Раймонде –  умирающий сарацин  «вынимает» из груди «сердце» и преподносит ей свой последний дар.

Обе «Раймонды» оставили горечь  утрат  - точно так же, как пока никто из молодого поколения не  затмил рыцарственной доблести  Белоголовцева, никто не приблизился и к  романтической взволнованности де Бриена Цискаридзе – де Бриена,  мужественной  надежности де Бриена  Уварова, лучезарности  Раймонды Ананиашвили, безусильной виртуозности Степаненко - наследницы по прямой легендарной Раймонды - Марины Семеновой, классическому изыску  Раймонды Захаровой и витальности молодой Александровой.

Пока никто из нового поколения исполнителей старой «Раймонды» не создал столь же запоминающихся образов, но ведь у них еще есть время? Дебют – это только начало.

 

Людмила Гусева

/фото Ирины Лепневой, Галины Сурской, Елены Силаевой/

Вернуться к списку новостей