16 февраля в Большом зале Московской консерватории Российский государственный музыкальный телерадиоцентр и компания «Э.ОН Россия» (новое юридическое лицо "Юнипро") грандиозным гала-концертом завершили второй этап мультимедийного проекта «Возрождаем наследие русских композиторов».
Он был посвящен выдающемуся русскому музыканту Николаю Семеновичу Голованову и осуществлялся в связи со 125-летием со дня его рождения. Народный артист СССР, лауреат четырех Сталинских премий, Голованов снискал себе славу прежде всего как главный дирижер Большого театра и Большого симфонического оркестра Всесоюзного радио. Но он является и автором прекрасной музыки – оперной, симфонической, камерной, фортепианной, духовных сочинений. К сожалению, она практически неизвестна сегодняшнему слушателю.
Мир русской музыки XIX и ХХ века гораздо богаче, чем это могут предположить не только любители музыки, но и профессионалы. В музеях, архивах, хранилищах, частных собраниях хранится огромное число неизвестных нотных раритетов. Рукописи, как известно, не горят, но нотные рукописи могут долгое время безмолвствовать. И задача проекта «Возрождаем наследие русских композиторов» - заставить снова зазвучать утерянную музыку, показать, насколько на самом деле богато и разнообразно российское музыкальное наследие, включить ранее не исполняемые произведения в современный культурный контекст.
В день рождения музыканта, 21 января, в Бетховенском зале Большого театра России прозвучали романсы Н.С. Голованова в исполнении солистов Большого, Мариинки и «Новой оперы». 16 февраля «головановский» этап проекта завершился масштабным вечером, в программе которого прозвучали духовные сочинения композитора, симфонические произведения и обработки народных песен. Исполнители – творческие коллективы Российского государственного музыкального телерадиоцентра: Академический хор Русской песни (главный хормейстер и дирижер Андрей Азовский), Академический Большой хор «Мастера хорового пения» (художественный руководитель и главный дирижер Лев Конторович) и Симфонический оркестр «Радио «Орфей» (художественный руководитель и главный дирижер Сергей Кондрашев). Также в этот вечер были показаны фрагменты документального фильма о Николае Голованове, созданного в рамках проекта.
Это был вечер премьер – многие из исполненных произведений до сих пор существовали только на бумаге. Теперь же они зазвучали – во всю ширь и мощь головановского характера. Голованов – художник яркого контраста (именно таким мы знаем Голованова-дирижера по его хрестоматийным записям), поэтому даже в его духовных хорах, музыке, предназначенной для богослужения, есть место и громоподобным, иступленным форте, и нежнейшим, журчащим пианиссимо. «Мастера хорового пения» ювелирно справляются с этими задачами – например, изумляют акварельные краски в хорах «Таинство странное вижу» или «Притецем, людие», трепетные, словно дуновение ветерка, и оглушают неистовые возгласы в песнопении «Дева днесь». Во всех духовных сочинениях ощутимо равнение на Рахманинова, на эстетику его произведений, однако это не умаляет ценность головановских хоровых партитур – это очень качественная, настоящая, талантливая музыка.
Ярким контрастом к строгому академизму духовных хоров прозвучали обработки народных песен в исполнении Академического хора русской песни РГМЦ. Но и здесь Голованов верен себе: пишет «жирными», рубенсовскими красками, дает темы и характеры выпуклые, сочные, запоминающиеся. Подкупающий артистизм хористов сделал финал первого отделения незабываемым.
Если в первой части концерта ощущался рахманиновский заквас, то в инструментальных сочинениях Голованова, прозвучавших после антракта, слышится влияние другого гения русской музыки – Александра Скрябина. Виртуозное и очень трогательное «Ламенто» для виолончели и фортепиано было мастерски исполнено дуэтом Петра Кондрашина и Станислава Дяченко. Прелюдия к драме Оскара Уайльда «Саломея» напомнила стихийным буйством красок также и об экспрессионизме Рихарда Штрауса, чья одноименная опера была культовым произведением для музыкантов той эпохи.
Сюита из оперы «Принцесса Юрата» напомнила о Голованове-лирике – той его творческой характеристике, с которой широкая публика могла познакомиться на концерте в Большом театре, где звучала камерная музыка композитора. Удивительно, насколько точно в звукописи Голованова схвачено настроение прибалтийской природы, балто-славянского эпоса, холодноватого северного мелоса. Оркестру радио «Орфей» равно удались и экспрессивные, и мечтательные фрагменты головановских сочинений.
Александр Матусевич
Также по теме:
Открывая композитора Голованова
В Москве прошла пресс-конференция, посвященная проекту "Возрождаем наследие русских композиторов"