«Что отличает военного
от остальных двуногих? Многое отличает!
Но, прежде всего, я думаю, - умение петь
в любое время и в любом месте».
А. Покровский
Если кто-то захочет стать музыкантом-суворовцем, то он должен четко усвоить, что исполнять музыку ему придется где угодно и когда угодно: в зной, мороз, стужу или под проливным дождем, на территории училища или на Красной площади, и лишь в особые дни – в концертном зале.
30 января в Светлановском зале ММДМ состоялся отчетный концерт оркестра воспитанников легендарного Московского военно-музыкального училища под названием «Музыка наших сердец».
Программа концерта состояла из двух отделений. В первом прозвучала музыка из произведений отечественных композиторов-классиков (Н. А. Римский-Корсаков, П. И. Чайковский) и современных композиторов (В. Халилов, А. Шрейнер, Ф. Хидаш, А. Гилёв). Второе отделение в основном было представлено джазовой музыкой (С. Хазо, Л. Ник, Ж. Майров, Г. Гудвин, Л. Андерсон) и немного народной. Получилась программа-ассорти, вобравшая в себя самые разные направления: классику, джаз, эстраду и фольклор. Музыкальные номера чередовались по принципу контраста – жанрового, темпового, сценического, эмоционального. Каждое сочинение вносило слуховую свежесть, потому на протяжении всего концерта у зрителей сохранялся интерес и ощущение новизны.
Одним из ярких номеров концерта стало совместное выступление суворовцев с приглашенной вокальной группой «Бродвей». Музыканты исполнили два произведения – проникновенную песню «Черный ворон» и «Песня остается с человеком». Звонкие голоса солистов и эхом раздающиеся напевы сводного хора училища в «Черном вороне» погрузили слушателей в атмосферу сосредоточенности, и драматического накала.
Артистичным был выход певца Алексея Лысенко с песней «You make me feel so young». Он покорил публику своей обаятельной улыбкой, визуальным контактом с залом и непринужденной манерой держаться сцене. Артист подарил слушателям то состояние счастья и легкости, которым дышит музыка Ж. Майрова.
Колоритно и живо прозвучал традиционный госпел «Cabin in the corner» в исполнении Николь Мари Кнаус. Со всеми вокальными трудностями певица справилась легко.
Много было в концерте театральности. Запоминающийся цирковой номер программы – виртуозная фантазия-юмореска советского композитора Адольфа Шрейнера, написанная для кларнета с оркестром под названием «Все меньше и меньше». Ведущие концерта решили не раскрывать зрителям загадку в названии этого произведения, а предоставили это сделать им самостоятельно. Что же будет „immer Kleiner“, оказалось, весьма просто отгадать: на наших глазах стал уменьшаться кларнет, в каждом куплете исполнитель убирал часть инструмента. В последнем проведении, когда от кларнета, выражаясь простым языком, остались «рожки да ножки» (а выражаясь профессиональным – мундштук), музыкант стал издавать на нем причудливые звуки, которые развеселили заинтригованную публику. Таким образом, исполнитель Иван Корпан технически безукоризненно справился как с разбором, так и с игрой на разобранном кларнете.
Забавным показалось исполнение коротких солирующих звукоподражательных приемов в еще одной юмористической пьесе «Катание на санях» Л. Андерсона. Для соло в несколько нот суворовцы выходили с такой важностью и артистизмом, словно им поручалось исполнение, к примеру, сольной импровизации или виртуозной каденции, что вызвало улыбку на лицах слушателей.
Однако были произведения, в которых суворовцы по-настоящему солировали. С большим успехом прозвучали такие произведения, как «Концертное Allegro» Б. Диева для группы саксофонов с оркестром (солисты – суворовцы И. Гаврюсев, А. Дешин, П. Дей, Т. Янборисов). Талантливо исполнена песня «Когда мы были на войне» в исполнении Т. Артемова, И. Гаврюсева и К. Гридасова.
На концерте слушатели оказались вовлечены в игру: на сцене происходила постоянная смена настроений, образов, фонов. Общение с аудиторией было и слуховое, и визуальное.
Стоит отметить дирижеров оркестра: Р. Ахмедова, Е. Комиссарова, М. Мельника, К. Черчика, Ю. Кубышкина, А. Беляева, М. Куслина, И. Андрюшина и хормейстера И. Тарабурину. Благодаря их работе даже на концерте ощущалась главная особенная черта суворовцев-музыкантов – дисциплина: каждое произведение звучало четко, ясно по форме и смело. Как и полагается, суворовцы выступали в черном парадном обмундировании (был всего один номер, когда суворовец вышел на сцену в народном костюме).
Зал аплодировал музыкантам стоя. Концерт прошел необыкновенно живо, оставив после себя радостный восторг.
Диана Локотьянова
/фото mvmu.ru/