30 ноября на исторической сцене Мариинского театра солисты Академии молодых оперных певцов под руководством Ларисы Гергиевой представят премьеру оперы Сергея Баневича «История Кая и Герды». За дирижерским пультом – Заурбек Гугкаев. Над спектаклем работают: режиссер-постановщик Алексей Степанюк, художник-постановщик, художник по костюмам Елена Орлова, художник по свету Евгений Ганзбург, художник по видео Виктория Злотникова, хореограф-режиссер Илья Устьянцев.
«История Кая и Герды» по мотивам сказки Ганса Христиана Андерсена – одна из самых известных и сценически успешных опер Сергея Баневича. Мировая премьера сочинения состоялась в Кировском театре (ныне Мариинский) 24 декабря 1980 года. Постановка Юрия Александрова тогда пришлась по вкусу петербургским зрителям, и более двух десятилетий «История Кая и Герды» с большим успехом шла на этой сцене. Также опера была поставлена в Челябинске, Екатеринбурге, Перми, Минске, Киеве, Владикавказе, Пскове, с 2009 года идет в Новосибирском театре оперы и балета, а с 2014 года – в Большом театре.
Музыкальный материал оперы «История Кая и Герды» претерпел ряд изменений, и сегодня на сцену Мариинского театра возвращается редакция 2009 года. Сергей Баневич считает, что развитие общества в целом и театрального зрителя в частности должно отражаться в музыке и на постановочных решениях. «Сегодня родители иначе расставляют акценты в сказке про чудовищное зеркало, которое разлетелось на тысячи кусочков и угрожает детям. Размышляя о Кае, я думаю и о тех сегодняшних подростках, с осколками «зеркала зла» в их сердцах, которые не знают что такое любовь, не знают цену жизни, которые безжалостны и беспощадны. Какая пропасть лежит между родителями и таким ребенком! И нужна самоотверженная любовь близкого человека, такого как Герда, чтобы подросток смог найти себя» – рассказал композитор.
Режиссер-постановщик Алексей Степанюк вспоминает о том, как начинались первые репетиции оперы: «Прежде всего, – говорил я артистам перед первой репетицией, – надо внимательно прочитать сказку Андерсена. И уметь, как он, став взрослым, замечать – словно в первый раз – то, что замечают дети, видеть в обыденном волшебное».
/фото mariinsky.ru/