В рамках Пятого Санкт-Петербургского международного культурного форума в концерте Санкт-Петербургской капеллы 2 декабря состоится мировая премьера Первой симфонии Георгия Свиридова, созданной почти 80 лет тому назад, летом 1937 года.

Об этом сочинении рассказывает музыковед, директор Свиридовского института, племянник композитора Александр Белоненко:

«История этого сочинения опутана тайной, до сих пор не разгаданной. Начнем с того, что сам автор был убежден, что партитура симфонии пропала во время блокады. Во всех прижизненных нотографических справочниках, в монографии первого биографа композитора Арнольда Сохора симфония называется утерянной. Между тем, после смерти композитора, в 1999 году, готовя новый справочник о его произведениях, я обратился к своему двоюродному брату Юрию Вячеславовичу Свиридову (племяннику композитора) с предложением посмотреть, что за ноты хранятся у него. И каково же было мое удивление, когда среди нотных рукописей, в основном с ранними известными сочинениями конца 30-х – 40-х годов я обнаружил целую партитуру первой симфонии! Это был беловой автограф, с правкой авторской и рукой неизвестного человека. Рукопись была в неважном состоянии, часть страниц оказалась залита водой, нотный текст расплылся. Авторская правка в основном заключалась в сокращении нотного текста, или во вклейках с новым текстом. А вот правка стороннего носила явно вид дирижерских, чисто исполнительских помет.  В партитуре после каждой части автором была проставлена дата ее окончания. Писалась партитура в Курске, о чем тоже указано автором.  Из авторской записи на мы узнаем, когда была окончена симфония, на листе с заключительными тактами симфонии значится: «Юрий Свиридов. 4 сентября 1937 г. Курск».

Кроме самой партитуры симфонии о ней ничего неизвестно.  В разговорах автор никогда не вспоминал о ней. Нигде, ни в печати, ни в архивах Союза композиторов СССР, Ленинградского союза композиторов, филармонии, нет никакого упоминания о симфонии. Единственным глухим  источником сведений о ней оказались записки Михаила Фабиановича Гнесина, хранящиеся  в Российском государственном архиве литературы и искусства.  Из этих записок удалось узнать, что в дискуссии о советской симфонии в конце декабря 1937 г. симфонию упоминали, значит, она была известна.

Сопоставляя разные факты, можно предположить, что Юрий Свиридов, студент первого курса Ленинградской консерватории, будучи к тому времени кандидатом в члены Союза ленинградских композиторов, решился представить свою симфонию на смотр, где отбирались сочинения для Первой декады советской музыки. Ленинградская часть декады проходила в ноябре 1937 года. Симфонию отклонили, вместо нее в программу декады включили концерт для фортепиано с оркестром. Концерт был исполнен 17 ноября в Большом зале филармонии дирижировал Евгений Мравинский, партию фортепиано исполнял Павел Серебряков. А неуспех симфонии, вероятнее всего, расстроил композитора, и он постарался со временем забыть о ней. Партитура симфонии благополучно пролежала всю блокаду в комнате матери композитора в квартире на Литейном пр. А от матери партитура попала ее второму сыну Вячеславу вместе с оставшимися в Ленинграде другими рукописями Георгия Васильевича.

Вероятно, в партитуре симфонии автор выписал замечания, высказанные ему на смотре. Часть этих замечаний была по существу, однако часть – из-за стилистических разногласий с автором. Дело в том, что Свиридов написал симфонию, которая не укладывалась в рамки канонов советских симфоний 1930-х годов. Его симфония – не «песенная» и не «драматическая». В ней черты той и другой жанровой разновидности советских симфоний. Он не прибегает к цитированию народных песен, пишет собственные темы песенного характера. Вместе с тем и по отдельным приемам изложения материала  и по оркестровке его симфония явно чувствуются следы влияния Д.Д. Шостаковича. В свою четырех частную симфонию Свиридов вкладывает свою, оригинальную поэтическую программу: его песенные темы как символ Природы, Естества, символ русской песенной традиции находятся в противостоянии и конфликте с механической  музыкой Цивилизации, которая звучит то зловеще как в начале финала, то гротесково в виде шаржированного марша в первой части.

В 2015 году, когда отмечалось по всей России столетие со дня рождения Г. В. Свиридова, я побывал на свиридовском фестивале в Иркутске и услышал впервые Губернаторский оркестр Иркутской областной филармонии. Дирижера Илмара Лапиньша я знал давно, мы – однокашники, учились вместе в Ленинградской консерватории. Оркестр мне понравился и я пришел к решению, что первое исполнение симфонии можно доверить этому оркестру. И не просчитался. Работа дирижера и оркестра – выше всяких похвал. На подготовку симфонии исполнители потратили несколько месяцев, небывалый срок в наше время. Притом, что у оркестра есть проблемы, он прекрасно справился со всеми трудностями исполнения симфонии, написанной для тройного состава,  с большим количеством сольных моментов и довольно сложной для исполнения оркестровой фактурой. Дирижер Илмар Лапиньш тщательно изучил партитуру и предложил свою убедительную исполнительскую интерпретацию сочинения, впервые исполненного почти через восемьдесят лет после того, как она была написана».

 

/фото предоставлено организаторами/

Вернуться к списку новостей