Опера Леоша Яначека на сюжет пьесы Александра Островского «Гроза» возвращается в репертуар Михайловского театра. Премьерные спектакли состоятся 20 и 23 ноября.
Опера Леоша Яначека на сюжет пьесы Александра Островского «Гроза» была представлена на сцене Михайловского театра в 178-м сезоне. Тогда спектакль шел под авторским названием «Катя Кабанова». После перерыва постановка возвращается в репертуар, премьера состоится 20 ноября. Теперь на театральной афише — название литературного первоисточника.
«Гроза» попадает в такт современных театральных ритмов. Драматургия Александра Островского переживает настоящий ренессанс, причем «Гроза» - среди лидеров. С пьесы смахнули хрестоматийную пыль, и самые разные театры — в Москве, Санкт-Петербурге и далее везде — предлагают ее сценические интерпретации. Так, в течение нескольких последних месяцев «Гроза» уже прогремела в театре имени Вахтангова, в БДТ имени Товстоногова, в Театре на Васильевском, в Электротеатре «Станиславский»; в Тюмени этой осенью готовится ее хореографическое прочтение.
Леоша Яначека называют «самым русским из европейских композиторов». Он хорошо знал и любил русскую литературную классику, которая вдохновила его не на одно сочинение. Среди них — оркестровая рапсодия «Тарас Бульба», Первый струнный квартет, навеянный «Крейцеровой сонатой» Толстого, опера «Из мертвого дома» по повести Достоевского, неоконченные оперы «Анна Каренина» и «Живой Труп». В этом ряду «Катя Кабанова» — абсолютная вершина, которая входит в число величайших оперных сочинений ХХ века. В ней воплотилось восхищение талантом русского драматурга, выраженное музыкой тонкой, но экспрессивной. Здесь есть любовь, и страх, и отчаяние; мечты о счастье и падение мира, основанного на предрассудках и самообмане. А вот грозы как природного явления в музыке нет. Эту тему, по мнению Яначека, исчерпывающе раскрыл Чайковский в «Пиковой даме», так что чешский композитор повторяться не стал. Да и зачем, когда эмоциональной бури хватит, чтобы спровоцировать экзистенциальный взрыв, рядом с которым электрические разряды в атмосфере ничего не значат.
Премьера, прошедшая в Михайловском театре в 2010 году, стала первой постановкой оперы Яначека в Петербурге и важным рубежом в творческой жизни Михайловского театра. Эксперты отмечали, что с музыкальной точки зрения работа театра заслуживает высшей оценки.
За дирижерским пультом на премьерных спектаклях, как и в 2010 году, будет стоять маэстро Петер Феранец. Он никогда не скрывал своей любви к Яначеку, музыка которого в равных пропорциях впитала славянский фольклор и классическую венскую музыкальную культуру и где тонкое мелодическое письмо сочетается с предельной выразительностью.
/фото mikhailovsky.ru/