26 октября в московском Соборе на Малой Грузинской состоится российская премьера «Страстной седмицы» Максимилиана Штейнберга, ученика и зятя Римского-Корсакова, учителя Шостаковича. Выдающееся произведение, повествующее о последних днях земной жизни Иисуса Христа, впервые прозвучит на родной земле. Предпасхальная музыка, написанная в строжайшей тайне в 20-х годах в Ленинграде, будет представлена в Столице одним из лучших нью-йоркских хоров – коллективом «Кларион» под управлением Стивена Фокса.
«Страстную седмицу» Штейнберга по праву можно считать настоящим сокровищем – пишет The New York Times: “Стиль композитора – со сложными контрапунктами и богатыми гармониями – близок к стилю Рахманинова и даже вырывается вперед (…) Штейнберг достигает тех же изысканных высот с предельной простотой.”
Хотя называть произведение «простым» невозможно: местами хор расходится на 12 независимых голосов, создавая эффект невыразимой красоты, окружающий и словно возносящий слушателя. Скромный композитор из Ленинграда, несомненно, создал шедевр. «Страстная седмица», с которой лишь недавно был снят покров вековой тайны, наконец-то вернется на Родину. Послушать произведение можно будет и в Москве в Соборе на Малой Грузинской.
Стоит сказать, что хор «Кларион», который и будет представлять российским слушателям «Страстную седмицу», - исполняет преимущественно старинные произведения и имеет богатый опыт в исполнении русской церковной музыки.
Штейнберг, композитор и педагог, родился в нынешнем Вильнюсе (Литва) в 1883 году, перешел из иудаизма в русское православие, чтобы жениться на дочери своего наставника Римского-Корсакова, в 1908 году. Возможно, этот переход был изначально продиктован прагматичными соображениями, но, судя по убежденности, какую излучает «Страстная неделя», Штейнберг полностью воспринял христианскую веру.
С 1921 по 1926 год Штейнберг в тайне работал над своим единственным (насколько нам известно) духовным музыкальным произведением. Очевидно, что для него это было важным проявлением противления свирепствовавшей антирелигиозной политике. Законченная партитура попала в руки к влиятельному композитору и музыковеду Игорю Букетову, чей отец эмигрировал в США в начале века. Вероятнее всего, Шостакович, которого Штейнберг называл своим лучшим учеником, передал ее Букетову в 1957 году на званом ужине в Филадельфии. После его смерти в 2001 году рукопись перешла по наследству к его дочери Барбаре Мук, издателю хора «Кларион».
/фото предоставлено организаторами/