Знаменитая опера Дмитрия Шостаковича «Леди Макбет Мценского уезда» в постановке художественного руководителя театра Дмитрия Бертмана впервые будет показана на сцене зала «Стравинский» 21, 22, 23 и 25 октября.
Одна из лучших опер XX столетия, знаковая вещь репертуара любых оперных сцен мира, «Леди Макбет Мценского уезда» впитала в себя парадоксальность и жестокость времени, пережитого не только героями Лескова, но и всем человечеством. Любовь и страдания, жадность и отчаяние, вероломство, страх и страсть кипят в адском горниле музыки Шостаковича.
Спектакль, завоевавший четыре «Золотые маски» в различных номинациях, был создан Дмитрием Бертманом в 2000 году. За это время его увидели десятки тысяч зрителей в России, Франции, Эстонии, Южной Корее, Израиле, Венгрии, Бразилии. В 2003 году постановка с огромным успехом прошла на сцене Театра Данте Алигьери в рамках Равенского фестиваля Кристины и Риккардо Мути, два года назад в качестве совместного продукта «Леди Макбет» была представлена в знаменитом Teatro Comunale di Bologna в Италии. В июле этого года театр выезжал на гастроли в Сан-Паулу, где на сцене Муниципального театра, одного из самых известных и красивейших театров Южной Америки, была сделана совместная постановка «Леди Макбет Мценского уезда» (в ней принимали участие солисты «Геликон-оперы», оркестр и хор Муниципального театра Сан-Паулу). Спектакль Дмитрия Бертмана имел ошеломляющий успех – в течение июля он был показан шесть раз, и его увидели более 15 000 зрителей.
Создатели спектакля (режиссер-постановщик – Дмитрий Бертман, музыкальный руководитель – Владимир Понькин, художники-постановщики – Игорь Нежный и Татьяна Тулубьева) затрагивают вечные вопросы о праве давать и отнимать жизнь во имя чего бы ни было. Дмитрий Бертман обращается к первой авторской редакции оперы Шостаковича, в которой тонко переплетаются трагическое и гротесковое неистовство.
Спектакль, который публика увидит 21, 22, 23 и 25 октября, возвращается в исторический особняк на Большой Никитской, но уже на суперсовременную сцену в новом зале «Стравинский». Перед труппой стоит важнейшая задача – перенести постановку в огромное, оснащенное по последнему слову техники сценическое пространство так, чтобы она не потеряла своей красоты и силы воздействия.
Илья Ильин, заместитель художественного руководителя театра «Геликон-опера», директор творческих коллективов рассказал о том, как идет перенос спектакля на новую сцену:
«Леди Макбет Мценского уезда» впервые будет показана на сцене зала «Стравинский», а это – другое пространство сцены, другое звучание, другой свет. В театре все понимают, насколько важно качественно сделать перенос – этот спектакль всегда был визитной карточкой театра. Его обожают все актеры, без исключения. Это была такая этапная работа для театра в свое время. И спектакль получился незабываемым. Я сам в свое время пел в нем в хоре.
Первоначально декорация была приспособлена к старому залу княгини Шаховской (именно там мы ее и ставили). После возвращения сюда, на Большую Никитскую, в первом сезоне «Леди Макбет» не было, так как летом мы побывали с этой постановкой на гастролях в Бразилии. В Сан-Паулу нашими техническими службами частично было подготовлено новое оформление. В основном эти изменения касались второго этажа декораций. Сейчас к премьере на сцене зала «Стравинский» мы готовим полностью второй этаж и расширяем сценическую площадку. Ну и, конечно, самое значительное изменение – увеличение состава хора. Очень важным моментом для нас также является то, что фактически мы возвращаемся к первоначальному составу. К сожалению, самая первая исполнительница роли Катерины Измайловой, Анна Казакова, живет в Америке и не может приехать, но рядом с ней всегда была Светлана Создателева, которая выступает в паре с Алексеем Косаревым – это как раз тот состав, который существовал изначально. Будут и вводы – это бас-баритон Дзамболат Дулаев, талантливый молодой певец, студент ГИТИСа (из мастерской Дмитрия Бертмана), он поет партию Квартального-Унтера. У него очень красивый голос, кроме того он – замечательный актер. Кстати, исполнение 25 октября будет посвящено великой русской певице Галине Павловне Вишневской, 90-летие которой весь мир отмечает в этот день. Для Галины Павловны, так же, как и для нашего театра, Катерина – роль знаковая. Вишневская сделала партию очень тонко и совсем непохоже на других… Шостакович написал гениальную музыку, там есть удивительные нюансы, и именно у Вишневской все они ощутимы. Ее Катерина любила Сергея. При том, что он негодяй, подонок, сволочь, крохобор, мелочный торгаш, она все равно продолжает его любить, даже и на каторге. В конце концов она даже не его убивает, а Сонетку. А он продолжает жить… И жизнь дальше идет. В этом сила этой истории.
/фото предоставлено пресс-службой театра/