В рамках фестиваля «Территория» на сцене Театра Наций состоялся необычный концерт. Необычен он был не только содержанием (музыкально-поэтический вечер «Крылья будней» объединил стихи латышской поэтессы Аспазии, Марины Цветаевой и музыку Дмитрия Шостаковича, Валентина Сильвестрова, Оскара Строка и Георгса Пелециса), но и артистами, его исполнявшими. В этом проекте на одной сцене встретились восхитительные люди своего времени – всемирно известный музыкант Гидон Кремер с ансамблем «Кремерата Балтика» и одна из самых востребованных российских актрис Чулпан Хаматова. Деятельность этих двух человек в искусстве отмечена не только абсолютным талантом, но огромным сердцем и подвижничеством.
Скрипач Гидон Кремер — один из тех, без кого невозможно представить себе историю мировой музыки, начиная со второй половины XX века. С самого начала своей головокружительной карьеры он предпочел обойти стороной музыкальный истеблишмент, посвятив себя исполнению новой музыки современных российских и европейских композиторов. Благодаря интересу и участию Гидона Кремера музыка Альфреда Шнитке, Арво Пярта, Гии Канчели, Софьи Губайдулиной, Валентина Сильвестрова, Луиджи Ноно, Ариберта Рейманна, Астора Пьяццоллы и многих других была услышана, понята, признана. Пожалуй, в мире нет другого солиста такого же уровня и высочайшего мирового статуса, который сделал бы так много для композиторов своего поколения.
За свою жизнь в музыке Гидон Кремер представил миру бессчетное количество новых сочинений (многие из них посвящены музыканту), записал более ста дисков, отмеченных престижными международными наградами за выдающиеся интерпретации. В феврале 2002 года он и созданный им камерный оркестр «Кремерата Балтика», состоящий из молодых музыкантов прибалтийских республик, получили премию «Грэмми» за альбом «After Mozart» в номинации «Лучшее исполнение в составе небольшого ансамбля» в жанре классической музыки.
Неубывающее число творческих достижений музыканта, его феноменальная популярность лишь обрамляют удивительную личность Гидона Кремера. Его выступление на российской сцене – событие незаурядного порядка еще и потому, что Гидон Кремер – это наше неслучившееся, упущенное и немного горькое прошлое. Он родился в Советском Союзе, в Риге, в семье потомственных скрипачей (как отмечает сам музыкант, «в семье, генетически предопределенной, начиная с прадедушки, к игре на скрипке»). С четырех лет начал осваивать игру на инструменте, в семь поступил в Рижскую музыкальную школу, а в восемнадцать начал занятия у великого Давида Ойстраха в… Московской консерватории. В 1969-м и 70-м годах Кремер завоевал две знаковые награды – первую премию на Международном конкурсе скрипачей им. Паганини в Генуе и первую премию Конкурса имени Чайковского среди скрипачей. А в 1980 году эмигрировал из СССР. Комментировать музыкальную действительность того времени в нашей стране не приходится, и на сегодняшний день Гидон Кремер – выдающийся “советский и латвийский скрипач”, за которым очень хочется, но уже никогда не получится закрепить слово “российский”.
С Чулпан Хаматовой нам повезло больше, и это отрада, это счастье! Она не просто связана, но и во многом определяет мир искусства современной России. Московская публика имеет постоянную возможность видеть ее в репертуарных спектаклях двух ведущих театров – «Современника» и Театра Наций. В кино актриса снимается у лучших отечественных режиссеров. На сегодняшний день Чулпан является одной из самых титулованных артисток современной сцены. В 2002 году на фестивале «Бригантина» она получила приз в номинации «женская роль», в 2004-м удостоилась звания Заслуженной артистки России и премии «Золотая маска». В 2006 году была награждена Орденом Дружбы и покорила «ТЭФИ», получив приз за главную роль в картине «Доктор Живаго».
Огромная часть жизни актрисы связана с благотворительной деятельностью, что уже давно стало неотъемлемой составляющей образа и судьбы Чулпан Хаматовой. В 2006 году она вместе с актрисой Диной Корзун учредила Фонд «Подари жизнь», помогающий детям с онкологическими заболеваниями. (О достижениях фонда и сотнях спасенных жизней Чулпан рассказывала в 2015 году на радио «Орфей» в программе «Нездешние вечера» , прим. автора).
Неудивительно, что концерт, состоявшийся на фестивале «Территория», был тоже благотворительный, а все вырученные средства направлены в поддержку фонда «Подари жизнь».
Ранее программа русско-латышской поэзии «Крылья будней» была исполнена всего два раза – в Риге и Лондоне. Отправной точкой стала фигура поэтессы Аспазии (настоящее имя – Эльза Розенберг, 1865—1943), жены великого латышского поэта, драматурга и переводчика Райниса. Несмотря на то значительное место, которое сегодня ее творчество занимает в литературе – мировой, и латышской в частности, стихи Аспазии мало известны широкому кругу русских читателей. Ее личная и творческая судьба сложилась особенным образом: «…Всю свою жизнь эта великая женщина и гениальный писатель-романтик сознательно уходила в тень своего мужа — Райниса, а между тем они на равных создавали современный литературный латышский язык», — отмечает театральный критик Нина Агишева-Николаевич.
Новая волна интереса к Аспасзии вспыхнула в 2015 году, когда к 150-летию со дня рождения поэтессы, увидел свет сборник ее стихов в блестящих русских переводах Ольги Петерсон. Именно эти переводы составили основу поэтической композиции концерта «Крылья будней», с которыми впоследствии работала Чулпан Хаматова, оттенив их избранными стихами не менее великой современницы Аспазии – Марины Цветаевой. Подборку музыкального сопровождения целиком осуществил Гидон Кремер, включив в него своих любимцев – современного украинского композитора Валентина Сильвестрова, прославившегося “тихой” музыкой, “короля танго” Оскара Строка (не побоясь задействовать «Очи черные» – изначально танго «Чёрные глаза»), латышского композитора Георга Пелециса и трагического классика советской эпохи Дмитрия Шостаковича. Их мелодии сложились в невероятно элегантную, с интимным звуком и лаконичной окраской, вереницу музыкальных настроений, созвучную стихотворным строкам двух великих женщин.
Аспазию и Цветаеву нельзя сравнивать, невозможно противопоставлять. Их соседство в одном сюжете – не диалог, не спор и не перекличка. Это две колоссальные натуры, два различных мироощущения. Образы Аспазии более утонченные и всеобъемлющие, они взывают к космосу, растворяются в “буре бытия”. Цветаева изрекает безжалостно, откровенно и бескомпромиссно, обнажаясь до наготы, иногда до бесстыдства и всегда до точки невозврата.
Как по-разному понимают эти миры артисты. Гидон Кремер сливается со своей скрипкой работы Амати в нерушимое целое, и советуется с ней, шепчет, ведет беседу, толкует, извлекая точный и мудрый звук. Чулпан Хаматова истязает себя лавиной чужих терзаний и бесшумно заливается слезами…
Мария Юрченко
/фото facebook.com/TerritoryFest/