С 9 по 16 октября в Кафедральном соборе свв. Петра и Павла в Москве пройдет Третий международный фестиваль средневековой музыке Musica Mensurata. Это уникальный проект, в котором оживает музыка, дошедшая до нас по рукописям почти тысячелетней давности. Он даёт возможность услышать музыку X-XIV веков в исполнении музыкантов, специализирующихся на аутентичном исполнительстве, а также сочинения, никогда прежде не звучавшие в России, на редких исторических инструментах. Художественный руководитель фестиваля – Данил Рябчиков.
Второй фестиваль Musica Mensurata был посвящен географическим и временным границам. В этом году фестиваль обращается к границам еще менее осязаемым – границам между земным и небесным, священным и профанным. Можно ли на литургическом языке говорить о личных переживаниях? О чем и как пели клирики, монахи, пилигримы вне церковной службы?
Музыка, рожденная в XX-XIII вв. на границе церковного и светского, небесного и земного, в изобилии дошла до наших дней: сохранились многие сотни произведений – на порядок больше, чем музыки трубадуров и миннезингеров. Именно ей посвящены три концерта III международного фестиваля средневековой музыки Musica Mensurata.
9 октября фестиваль откроется концертом известного немецкого ансамбля per-sonat, который впервые в России представит песнопения св. Хильдегарды Бингенской (1098-1179) из Дендермондской рукописи XII века. Немецкая монахиня, аббатиса монастыря Рупертсберг, визионерка и одна из первых широко известных женщин-композиторов, была канонизирована в 2012 году. Её музыкальные произведения и тексты отличаются яркой индивидуальной выразительностью и не подчиняются принятым канонам. В составе известного немецкого ансамбля per-sonat – одни из лучших современных исполнителей музыкального наследия Хильдегарды Бингенской: их запись признана многими критиками лучшей записью произведений аббатисы из Рупертсберга.
13 октября выступит Норберт Роденкирхен (средневековые флейты, Германия) с программой «Менестрель в Париже» (искусство инструментальной импровизации XIII века). От XIII века до нас дошло всего несколько инструментальных произведений, но все они поражают своим уровнем, своей формой и сложностью. Скорее всего за этими записанными произведениями стоят десятилетия устной традиции и изощренных импровизаций. Восстановить эту традицию импровизационной инструментальной практики XIII века поставил перед собой немецкий флейтист, солист знаменитого ансамбля средневековой музыки «Sequentia» Норберт Роденкирхен, которого критика за необыкновенно красивый и чарующий звук не раз называла «волшебником».
16 октября в исполнении Ensemble Labyrinthus (Россия-Швейцария) прозвучат средневековые песни на латыни о любви земной и небесной в программе «Абеляр и Элоиза». Солисты: Норберт Роденкирхен – средневековые флейты (Германия), Анна Миклашевич – вокал, Данил Рябчиков – цитоль.
История любви средневекового философа и богослова Пьера Абеляра (1079-1142) и Элоизы – одна из самых захватывающих и прекрасных из всех, какие знает человечество. Благодаря ей возникла не менее прекрасная музыка: песни Абеляра о его любви распевал весь Париж, для монастыря своей возлюбленной Абеляр написал один из первых авторских богослужебных циклов, его библейские плачи определили развитие этого жанра на ближайшие 100 лет. Вероятно, что и Элоиза писала музыку: несколько произведений, связанных с ней, прозвучат на концерте, вместе с фрагментами писем двух самых известных влюбленных Средневековья. Кроме того, прозвучит реконструкция недавно найденного сочинения IX века – cтихов из знаменитой эклоги Вергилия «Omina vincit amor» («Все побеждает любовь»).
/фото collegiummusicum.ru/