Московский сентябрь нынешнего года выдался суетным. Предстояли гастроли театра «Ла Скала» на сцене Большого театра, московские меломаны ожидали приезд маэстро Альберто Дзедды в связи с премьерой оперы «Эрмиона» Дж. Россини в рамках фестиваля РНО маэстро Михаила Плетнёва, подоспело открытие выставки «Рафаэль. Поэзия образа» в Музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. Осень обещала пройти под знаком Италии.
Начало гастролей знаменитого миланского театра на Исторической сцене Большого театра внесло некую неожиданную праздничность в суть происходящего. Эта праздничность была в противовес, вопреки многому из того, что происходило за стенами Исторического здания Большого театра.
В роскошном Белом фойе Исторического здания Большого театра, ярко освещённом не только хрустальными люстрами, но и лучами солнца, пробивающимися с площади, журналистов и приглашённых гостей встречали цветущие деревья, которые казались настоящими, потому что очень хотелось, чтобы они были настоящими. Этот весенний декор был устроен фестивалем «Черешневый лес», партнёром нынешних гастролей «Ла Скала».
Представителей СМИ было не просто много, а великое множество, целая армия хорошо оснащённых профессионалов прессы. Их количество ещё раз подчёркивало значимость происходящего события. Перед трибунами, декорированными артефактами «Черешневого леса», появились участники пресс-конференции от двух театров – Большого и «Ла Скала».
Приветственные речи директоров Александра Перейры, генерального директора театра «Ла Скала», и Владимира Урина, генерального директора Большого театра России, прозвучали в приподнято-радостном ключе и говорили о радушии хозяев, принимающих столь высоких гостей. С приветствиями выступили Посол Италии в России Чезаре Мария Рагальини, а также глава группы компаний «BOSCO DI CILIEGI», устроитель Открытого фестиваля искусств «Черешневый лес», Михаил Куснирович. Официальная церемония длилась недолго и оставила впечатление взаимного расположения гостей и хозяев.
Все присутствовавшие на официальной части открытия гастролей проследовали в зал, где началась генеральная репетиция оперы «Симон Бокканегра» Джузеппе Верди. Собственно, эта опера была единственным полным спектаклем, привезённым для гастрольного показа. В программе гастролей предполагалось представить его на сцене Большого театра четыре раза (включая пресс-показ).
Удивительным образом, как-то сразу вписались лаконичные декорации спектакля в интерьер зрительного зала Исторической сцены Большого театра. Не было никакого противоречия или насилия над воображением в восприятии того, что было представлено на сцене, как в цветовом решении оформления спектакля, так и в плане конструкций декораций. Это и позолота кресел во дворце дожей, и пурпурные цвета одеяний сенаторов, и металлический блеск лат стражников. Символична огромная картина «Крушение надежды» художника Каспара Давида Фридриха, под сенью которой заседали сенаторы. Не был забыт и известный приём художественного оформления с использованием огромного зеркала в глубине сцены, объединявшего зрителей зала с исполнителями на сцене.
Сюжет оперы отсылал зрителя к событиям, происходившим в эпоху весьма удалённую от нашего времени. Это XIV век, Генуэзская республика, эпоха правления дожей. Страсти кипят вокруг трона властителя, переплетаясь с перипетиями судеб героев, с роковыми обстоятельствами жизни, любви, борьбы, смерти. Всё это было в человеческой жизни героев прошлого. Всё это есть и в жизни сегодняшней, соединяясь с прошлым, перетекая через гигантское зеркальное полотно на сцене.
Вокальная составляющая труппы знаменитого миланского оперного дома, без сомнения, остаётся на очень высоком уровне. Достаточно обратиться к имени легендарного баритона Лео Нуччи, представшего на сцене Большого театра в титульной партии, исполненной блестяще как в вокальном отношении, так и в части драматической трактовки образа.
Во всём великолепии, очень ярко была представлена лирическая линия оперы в лице сопрано Кармен Джаннаттазио (Амелия/Мария) и тенора Фабио Сартори (Габриэль). Волнующий тембр Джаннаттазио прекрасно сочетался с яркими красками могучего, объёмного, бархатного тембра тенора Фабио Сартори. Его Габриэль был именно такой, каким был явлен на сцене перед зрителями, вот в таких объёмных одеждах, победно звучащий на самых вершинах вокальной партии. Зритель сразу поверил исполнителю, потому что опера – это голос, пение. Наконец-то, с подмостков Исторической сцены Большого театра прозвучал голос, заполнивший всё пространство зала, все его уголки, голос, истинно достойный великих имен обоих театров.
Баритон Симоне Пьяццола в партии разбойника Паоло при всей тщательности проработки своей роли, тем не менее, выглядел не так ярко, как это могло бы быть в другом окружении исполнителей. Впрочем, и бас Михаил Петренко из Мариинского театра в партии Фиеско не сумел развернуться во всю мощь своего драматического дарования.
За дирижёрским пультом стоял корейский маэстро Мюнг-Вун Чунг, деликатно, даже излишне деликатно интерпретировавший музыкальный текст оперы. Рельефности, драматической ёмкости звучания этого произведения не случилось, к сожалению.
Программа гастролей включала исполнение «Реквиема» Дж. Верди и Концерт итальянской музыки в исполнении солистов, хора и оркестра театра «Ла Скала».
Практически одновременно с открытием гастролей театра «Ла Скала» на сцене КЗЧ в рамках ежегодного фестиваля РНО, под художественным руководством маэстро Михаила Плетнёва, была исполнена в концертном варианте опера «Эрмионе» Дж. Россини. Дирижировал исполнением маэстро Альберто Дзедда, основатель и вдохновитель ROF- Россиниевского Оперного Фестиваля, ежегодно проходящего в Пезаро, родном городе Дж. Россини.
Недалеко от Пезаро, всего в шестидесяти километрах, расположен древний город Урбино, в котором родился Рафаэль. Как и было обещано, в Москве, в залах Музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина открылась выставка «Рафаэль. Поэзия образа». Все мы имеем редкую возможность увидеть бессмертные творения гения живописи Рафаэля из Урбино.
Людмила Краснова
/фото bolshoi.ru/